27% работодателей контролируют своих сотрудников в рабочее время с помощью специального ПО

Их доля выросла после всплеска интереса к такому ПО в пандемийные 2020–2021 годы
Пик интереса к системам слежения для наблюдения за активностью подчиненных во всем мире фиксировался в разгар пандемии
Пик интереса к системам слежения для наблюдения за активностью подчиненных во всем мире фиксировался в разгар пандемии / Андрей Гордеев / Ведомости

Чуть более четверти российских работодателей (27%) используют программы по контролю за сотрудниками в рабочее время, установленные на их компьютеры, следует из исследования сервиса HeadHunter, которое было проведено по заказу «Ведомостей». В исследовании участвовали представители 115 компаний.

Для контроля за сотрудниками компании используют специальные программные комплексы и системы, которые ведут учет рабочего времени и действий сотрудников, отслеживают сайты, которые посещают сотрудники, и поисковые запросы, контролируют их присутствие на рабочем месте, оповещают головной офис о подозрительных действиях сотрудников, например выводе данных. Работодатели используют такое ПО не только для контроля за сотрудниками, работающими в офисе и удаленно, но и для анализа их продуктивности и поиска путей развития.

Согласно исследованию сервиса HeadHunter, у 19% компаний, которые приняли участие в опросе, доля работников на удаленке составляет более 50%, у 10% организаций дистанционно работает 10–30% сотрудников, а у 33% участников исследования на удаленке трудится 5–10% штата. При этом только 22% работодателей сразу после перехода на удаленку пришли к мнению, что за активностью сотрудников во время рабочего дня надо следить с помощью программ. И почти половина респондентов (45% компаний) заявили, что намерены сохранить программы слежения для наблюдения за активностью подчиненных в последующие годы. 24% компаний считают, что слежка за сотрудниками влияет на их производительность в лучшую сторону. 37% уверены, что мониторинг влияет в худшую сторону.

Пик интереса к таким системам во всем мире фиксировался в разгар пандемии – при массовом внедрении дистанционной работы на фоне распространения коронавирусной инфекции и вводимых ограничительных мер. Мировой рынок в 2017 г., по данным компании Rеports and Data, оценивался в $264,9 млн, в 2019 г. – в $487 млн (исследование Adroit Market Research), а в 2021 г. он превысил $1,1 млрд, сообщала компания Spherical Insights. Отдельно рынок европейских стран, включая Россию, Reports and Data за 2021 г. оценивала примерно в $430 млн и прогнозировала рост мирового рынка до $1,4 млрд к 2027 г.

Руководитель отдела технологической экспертизы департамента информационной безопасности ГК Softline (поставщик IT-решений и сервисов) Денис Чигин сообщил «Ведомостям», что всплеск интереса к инструментам по контролю в последние два года фиксировался в первую очередь среди крупных компаний. При этом пиковой точкой интереса он считает 2021 г., когда потребность, возникшая в 2020 г., «трансформировалась в конкретные запросы заказчиков». Как полагает Чигин, сейчас крупные организации «передвигают» расширение внедрения инструментов контроля «на более поздний срок».

Заместитель генерального директора группы Т1 по технологическому развитию Антон Якимов отметил «незначительное падение» востребованности решений по мониторингу работы сотрудников. По его словам, до пандемии достаточно активно использовались программные продукты для контроля за временем выполнения типовых рутинных операций. Основные потребители такого класса продуктов – банки, страховые компании, колл-центры, где множество сотрудников выполняют однотипные задачи известного объема, например открытие депозитов в офисе, консультация клиента, поиск информации в онлайне и т. д. «Во время пандемии из-за дистанционного режима работы привычный контроль за сотрудником в офисе пропал, поэтому значительно вырос интерес к ПО, которое позволяет составлять карту рабочего дня сотрудника, контролировать его активность в целом: что он делает, как много времени тратит на работу, какими задачами занимается», – говорит он.

Роста российского рынка ожидать не стоит, считает директор по маркетингу системы Kickidler (контролирует действия и ведет учет рабочего времени офисных, удаленных сотрудников) Алексей Уткин. По его словам, «год будет таким же, как прошлый, за счет продлений подписок» на уже установленное ПО. Он пояснил, что рост интереса работодателей к системам контроля затормозился: заказчикам ПО сейчас не до таких программ, без них можно обойтись, тогда как без операционных систем – нет. В частности, в Kickidler наблюдают лишь «стабилизацию» спроса после очередного падения: по данным компании, в феврале – марте 2022 г. спрос на такие системы упал на 5% по сравнению с январем и на 10% по сравнению с февралем 2021 г. А наибольшие «провалы» фиксировались в марте после начала СВО, а также в начале октября – после старта частичной мобилизации. «Октябрь пока не закончился, итоги не подводили, но он, по ощущениям, депрессивный», – отметил Уткин.

Операционный директор компании «Стахановец» (система мониторинга эффективности работы персонала и учета рабочего времени) Александр Канатов рассказал, что в его компании количество заявок на установку ПО в 2022 г. остается примерно на уровне 2021 г., и за III квартал составило 492.

Член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева отмечает, что текущий уровень диджитализации создает благоприятную почву для прозрачности трудовых отношений, но «на практике этот тезис преломляется в правовую неопределенность как для работника, так и для работодателя». Согласно опросу, дополнительные регулирующие документы к трудовому договору о слежении за сотрудниками в рабочее время, с которыми они ознакомились, издавались только в 29% компаний.

Из-за размытых и неконкретных формулировок законодательства использование сотрудниками рабочего времени остается одной из самых больных тем для работодателей, говорит управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина. По ее словам, закон не запрещает и даже позволяет контролировать рабочий процесс. «Но работодатель должен издать документ о конкретном способе контроля (геолокация, мессенджеры, видео и т. д.), проинформировать работника письменно, получить его подпись и только потом внедрять», – отмечает она. Если локальный акт есть и подписан сотрудником, то компания сможет привлекать к ответственности за нарушение дисциплины, общение в личных чатах, увольнять за проступки, добавляет эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Лариса Амирова.

При этом о возможности осуществлять контроль за работниками в иных целях и о требованиях к порядку такого контроля закон напрямую ничего не говорит. Адвокат юридической фирмы «Юст» Александр Боломатов также заявил, что трудовое законодательство (ст. 214.2 ТК) прямо разрешает работодателю использовать оборудование, обеспечивающее дистанционную фиксацию процессов производства работ, но для контроля за безопасностью производства работ. «И сложившаяся судебная практика подтверждает принципиальную допустимость установки видеокамер на рабочем месте с целью фиксации рабочих процессов и предотвращения конфликтных ситуаций, – полагает он. – При этом нарушать неприкосновенность частной жизни работника (ст. 23 Конституции РФ) нельзя, в связи с чем видеонаблюдение за рабочим местом работника законно, а видеонаблюдение в туалетной комнате и комнате отдыха – нет».