Почему McDonald’s, Burger King и KFC не смогут забрать свои бренды из России

Международные сети быстрого питания, объявившие о намерениях свернуть бизнес в России, не могут эти намерения реализовать
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Канадский концерн Restaurant Brands International (RBI), которому принадлежит сеть Burger King, хочет закрыть все российские рестораны, но не может, объяснял в открытом письме сотрудникам 17 марта президент RBI Дэвид Шир. Он сообщил, что доля RBI в российском бизнесе Burger King (структурирован через кипрскую Burger King Russia Ltd) составляет 15%, остальное у трех партнеров. По состоянию на июль 2018 г. это Xomeric Holdings Ltd (35,02%; структура инвесткомпании Investment Capital Ukraine), Gladerom Investment Ltd (30%; ее связывают с основным собственником кофеен «Шоколадница» и «Кофе хауз» Александром Колобовым) и структуры ВТБ (19,98%).

По словам Шира, RBI обратился к российскому оператору бизнеса Burger King (ООО «Бургер рус», «дочка» Burger King Russia Ltd) с просьбой закрыть рестораны, но тот отказался. Поэтому бренд продолжит работу в России вопреки своему желанию – но приостанавливает корпоративную поддержку российского рынка, включая операционную деятельность, маркетинг и цепочки поставок, а также откажется от новых инвестиций и развития, написал Шир. Представитель Burger King на запрос «Ведомостей» не ответил. Ранее, 2 марта, ТАСС сообщал, что сеть планирует открывать в России новые рестораны в 2022 г. В 2020 г. выручка ООО «Бургер рус» по РСБУ составила 35,2 млрд руб., чистый убыток – 5,2 млрд руб.

RBI не единственный, кто объявил о желании свернуть или приостановить деятельность в России. В марте об этом же говорили McDonald’s, KFC и Pizza Hut, а также Dunkin’. Как оказалось, это вовсе не значит, что все заведения закроются, а вывески исчезнут с улиц.

McDonald’s и партнеры

Сеть McDonald’s объявила о временной приостановке деятельности с 15 марта до отдельного распоряжения, сотрудники были отправлены в простой по вине работодателя.

В системе McDonald’s в России работает более 62 000 человек, а на предприятиях поставщиков еще около 100 000, говорится в сообщении компании. Все работники, как корпоративные, так на предприятиях франчайзи, остаются в компании и продолжат получать полную зарплату, основанную на среднемесячном годовом доходе. В период временного закрытия залов сеть будет также выполнять все свои обязательства перед поставщиками и арендодателями. Ежемесячные расходы компании на обеспечение выполнения всех обязательств перед сотрудниками и поставщиками составят до $50 млн в месяц.

Но приостановлены, как выяснилось, лишь собственные заведения McDonald’s – таких примерно 85%. В России до начала военной спецоперации насчитывалось 850 ресторанов McDonald’s. Из них 132 принадлежат трем крупным франчайзи: ООО «Развитие рост», ООО «ГиД» и ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»). Общая выручка McDonald’s в России с учетом трех франчайзи в 2020 г. составила 114,05 млрд руб. (более свежих данных нет).

Самым крупным по выручке франчайзи McDonald’s в России, согласно отчетности по РСБУ за 2020 г., является ООО «СПП». Выручка этой компании в 2020 г. составила 11,9 млрд руб. У ООО «СПП» заведения в Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской и Тюменской областях, в республиках Марий Эл и Коми, в Пермском крае, Татарстане, Башкирии, Удмуртии и Чувашии. ООО «ГиД» (выручка – 1,3 млрд руб.) управляет 25 ресторанами McDonald’s в Новосибирске, Бердске, Томске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле и Красноярске. ООО «Развитие рост» (структура «Росинтер ресторантс холдинга») владеет ресторанами в аэропортах «Пулково», «Домодедово», «Шереметьево», а также на Ленинградском вокзале в Москве и на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Его выручка в 2020 г. составила 511,7 млн руб.

В работе ресторанов McDonald’s в Сибири, которыми управляет ООО «ГиД», ничего не изменилось, весь ассортимент предлагается гостям в прежнем объеме, сообщила «Ведомостям» директор ООО «ГиД» по маркетингу Олеся Самчелеева. Все 25 точек продолжают работу в штатном режиме, сказала она.

1,87 трлн руб.

составил оборот предприятий общественного питания в России в 2021 г., по данным Росстата. По сравнению с 2020 г. он в сопоставимых ценах увеличился на 23,5%

Представитель ООО «СПП» не ответил на запрос «Ведомостей».

По информации «Google карт», на 28 марта в Перми было открыто пять ресторанов McDonald’s, в Казани – 19, в Екатеринбурге – 13, в Новосибирске – семь, в Красноярске – пять. Представитель McDonald’s на вопрос о количестве действующих заведений у франчайзи не ответил.

Представитель ООО «Развитие рост» не ответил на вопрос, собирается ли компания закрывать свои точки. Но, по данным сервиса «Google карты», 29 марта заведения McDonald’s в аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово» были открыты.

Связанные договором

Для расторжения контракта с партнерами RBI потребуется поддержка российских властей, на которую не приходится рассчитывать, пишет Шир. В соглашении с партнерами по Burger King нет никаких юридических положений, которые разрешали бы RBI в одностороннем порядке изменять договор или позволять любому из партнеров просто уйти или аннулировать соглашение. По этой же причине другие бренды с аналогичной структурой продолжают работать в России, поясняет Шир.

Как написала 10 марта газета Boston Globe, сеть кафе-пончиковых Dunkin’ прекращает корпоративную поддержку и расширение в России, но не может закрыть 20 точек, принадлежащих франчайзи. Газета ссылается на представителя Dunkin’, который сказал, что, раз заведениями владеют независимые франчайзи, у Dunkin’ нет законного права их закрывать. Он добавил, что и другие крупные американские сети ресторанов, такие как Burger King, KFC и Pizza Hut, находятся в аналогичной ситуации.

Производитель пончиков Dunkin’ уходит из России не в первый раз. Как напоминает газета The Wall Street Journal, в 1999 г. Dunkin’ закрыла свои точки после трех лет убытков, усугубленных недобросовестным франчайзи, продававшим ликер и мясные пироги вместе с пончиками. Dunkin’ вернулась в Россию в 2010 г. Бренд сейчас принадлежит американской компании Inspire Brands, она же владеет брендом Baskin Robbins. Эта сеть развивается в России по франшизе. Выручка АО «БРПИ» («Баскин Роббинс») в 2020 г. составила 1,12 млрд руб. По данным компании, в России и СНГ насчитывается 300 ресторанов Baskin Robbins и более 5000 розничных точек продаж мороженого, мощности фабрики в России рассчитаны на производство 16 500 т мороженого в год.

БРПИ на запрос «Ведомостей» о возможном сворачивании деятельности в России не ответила. По информации сервиса «Google карты», в Москве 28 марта было открыто 20 заведений Baskin Robbins, в Санкт-Петербурге – восемь, в Екатеринбурге – одно кафе-мороженое.

Американская компания Yum! Brands, которой принадлежат бренды KFC и Pizza Hut, 8 марта объявила о замораживании инвестиций и развития бизнеса в России. Компания приостанавливает работу принадлежащих ей заведений KFC в России и вместе со своим основным франчайзи готовит соглашение о приостановке работы всех ресторанов Pizza Hut в России. В мире у Yum! Brands 53 000 ресторанов, 98% из них работают по франшизе. В России насчитывается около 1000 ресторанов KFC и около 50 заведений Pizza Hut, почти все управляются независимыми собственниками по договорам лицензирования или франшизы, говорится в сообщении Yum! Brands. По данным сервиса «Google карты», в Москве 29 марта было открыто 18 заведений Pizza Hut, две точки были временно закрыты, в Санкт-Петербурге функционировало 18 точек, а в Казани – четыре Pizza Hut.

Юридический вопрос

Общее основание для расторжения договора продавцом франшизы – нарушение франчайзи условий договора об использовании франшизы, говорит адвокат и руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин. Если франчайзи не нарушает условий договора, заставить его прекратить деятельность в судебном порядке у франчайзера не получится. Обычно договоры предусматривают односторонний отказ в случае существенного нарушения или систематического нарушения. Например, если франчайзи не использует продукцию продавца франшизы (ПО, сырье и т. д.), нарушает регламенты обслуживания, ценообразование, поясняет Саунин.

1,71 млн

человек были заняты в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания в России в 2020 г., по данным Росстата

Советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Владислав Журавлев говорит, что случаев добровольной приостановки всей франшизной сети в стране еще не было, поэтому расторжение договоров будет происходить исключительно в судебном порядке. Журавлев видит несколько возможных вариантов развития событий.

В большинство договоров включена оговорка о праве продавца франшизы пересматривать регулярный платеж (роялти) в одностороннем порядке для покрытия инфляционных рисков. Поэтому может быть создана искусственная ситуация, когда франчайзи не сможет вносить периодические платежи. И франчайзер просто выйдет из договора, сославшись на просрочку оплаты, предполагает Журавлев. Другой вариант – в сетях иностранных брендов, как правило, жесткий контроль качества конечного продукта, продолжает он. В нынешних условиях сети могут усилить контроль за еще функционирующими точками. Если обнаружится несоблюдение качества, у обладателя франшизы появляется право разорвать соглашение. И франчайзи снова придется оспаривать эти действия в суде, считает Журавлев.

Сейчас иностранному продавцу франшизы разорвать договор с российскими франчайзи по суду невозможно, судьи уже начали отказывать компаниям из недружественных стран, говорит Саунин.

Руководитель юридической практики компании «Правовой анклав» Алина Чурсина обращает внимание на недавно вышедшее решение Арбитражного суда (АС) Кировской области по делу о защите прав на товарный знак (Решение АС Кировской области от 03.03.2021 по делу № А28-11930/2021). Суд принял решение полностью отказать Entertainment One UK Ltd. в иске к индивидуальному предпринимателю Ивану Кожевникову. Основанием для этого стало то, что истец – резидент страны, которую признали недружественной по отношению к России.

Entertainment One UK Ltd. – правообладатель популярного мультсериала «Свинка Пеппа» и связанных с ним брендов. Британская компания хотела взыскать с Кожевникова по 20 000 руб. за образы Свинки Пеппы и Папы Свина, а также судебные расходы. По мнению АС Кировской области, требование компенсации за нарушение интеллектуальных прав со стороны Entertainment One UK на фоне введенных Великобританией антироссийских санкций – это злоупотребление правом. В связи с этим суд полностью отказал в иске. При этом в 2020 г. Entertainment One UK взыскала 20 млн руб. с производителя игрушек компании «Симбат» по аналогичному иску – за неправомерное использование образа свинки Пеппы.

Это решение суда показывает, что нахождение компании на территории недружественной страны является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований со ссылкой на злоупотребление правом (ст. 10 Гражданского кодекса России). Пока не ясно, может ли сложиться аналогичная судебная практика по договорам франшизы, говорит Чурсина.

Жизнь без поддержки

Франчайзи смогут продолжить работу и после того, как лишатся поддержки международных брендов, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов.

По словам управляющего партнера франчайзинговой сети «ExMail Авито» Сергея Дегтярева, отсутствие маркетинговой поддержки никак не повлияет на деятельность франчайзи, потому что McDonald’s, KFC или Baskin Robbins не нуждаются в рекламе, в эти заведения на фудкортах всегда очереди.

100 000

работников трудятся на предприятиях – поставщиках McDonald’s, численность персонала сети ресторанов быстрого обслуживания McDonald’s в России – 62 000 человек, по данным компании

По словам Миронова, у международных франчайзеров нет никаких рычагов давления на российских партнеров, у которых нет зарубежных активов. Партнеры, которые вложили деньги в аренду, набор сотрудников, производство, в ответ на требование закрыть точки могут потребовать компенсировать им все затраты, говорит Миронов.

Единственное, что может создать трудности франчайзи, – отключение от сети поставок McDonald’s и других международных сетей (если брендам удастся уговорить своих поставщиков), считает Дегтярев.

Самчелеева уверяет, что продукция поставщиков в заведения McDonald’s в Сибири поступает по-прежнему. «Ведомости» опросили крупных поставщиков McDonald’s, продолжают ли они снабжать продукцией заведения франчайзи. Представитель «Мираторга» отказался комментировать поставки в McDonald’s, сообщив, что «Мираторг» сейчас делает ставку на развитие собственной сети ресторанов быстрого питания «Стейк & бургер» и что продукция «Мираторга» направляется туда. Компания планирует открыть в 2022 г. 15 новых точек «Стейк & бургер», рассказал он.

Еще один поставщик – компания «Марр Руссия» производит котлеты для McDonald’s и других сетей фастфуда. Ее представитель на вопрос, поставляет ли сейчас компания продукцию франчайзи McDonald’s, ответил, что «Марр Руссия» продолжает работать в штатном режиме. Представители «Белой дачи» (поставляет в McDonald’s свежие салаты) и «ЛВМ рус» (картофель фри) от комментариев отказались. Даже если часть фабрик и откажется поставлять продукцию франчайзи McDonald’s, им нетрудно будет найти замену, уверен Дегтярев.

Легче всего адаптироваться партнерам брендов с большой долей франшизного бизнеса (таким как KFC или Burger King): им больше удастся сэкономить благодаря централизованным закупкам, труднее – партнерам брендов с относительно неразвитыми сетями франчайзи (таким как McDonald’s), считает Миронов.

Миронов предполагает, что, раз владельцы франшиз отказывают партнерам в поддержке (маркетинге, составлении технологических карт, тренингах и прочей поддержке, предусмотренной по договору франшизы), франчайзи перестанут платить роялти. Если франчайзи перестанут платить роялти за известный логотип, они только выиграют, отмечает Дегтярев. Сэкономленные средства они смогут оставить себе или разделить с поставщиками, чтобы обеспечить их лояльность, говорит Дегтярев.

Для международных сетей неплатежи роялти – повод разорвать договор в одностороннем порядке, но расторжение нетрудно будет оспорить в суде, потому что раз услуги не предоставлялись, то не за что и платить, считает Миронов. Но он убежден, что международные бренды не будут обострять отношения с франчайзи и чрезмерно давить на поставщиков, чтобы не потерять франчайзи, ведь рано или поздно сети вернутся в Россию.