Число заказов из ресторанов с начала марта сократилось на 15%
Люди в кризис начали экономить на готовой едеЧисло заказов по доставке еды из ресторанов в России с 1 по 20 марта снизилось на 12–15% по сравнению с аналогичным периодом в феврале, следует из данных ресурса «Чек индекс». В сервисе CloudPayments (входит в группу Cloud) подсчитали, что в эти же даты онлайн-оборот доставки готовой еды снизился на 18% в денежном выражении, а число заказов – на 16%. Аналитики сервиса считают, что такое снижение спроса на доставку готовой еды может быть обусловлено пересмотром трат из-за экономических сложностей – люди стали реже заказывать готовую еду и перешли на готовку дома.
Падение онлайн-доставки из ресторанов подтверждают их владельцы. По ресторанам «Мясо и рыба», включая франчайзинг, падение в онлайне составило порядка 20%, говорит основатель сети, вице-президент федерации рестораторов и отельеров России и омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы Сергей Миронов. О том, что вторую неделю на 10–15% падает доставка, говорит и ресторатор Станислав Лисиченко («Китайские новости»). Он считает это снижение небольшим и пока – на коротком промежутке времени – некритичным. По его мнению, клиенты доставки могли обрадоваться снятию ковидных ограничений и пойти в офлайновые рестораны, но не исключает и того, что заказчики решили сэкономить и «перешли на гречку». Как считает Лисиченко, насколько стабилен тренд на снижение доставки и чем именно он вызван, будет понятно через месяц. Рестораторы Аркадий Новиков, Александр Раппопорт и Анастасия Татулова не ответили на запрос «Ведомостей».
По данным сервиса «Чек индекс», снижение числа заказов из фастфуда составило 12% за первые три недели марта. Оно было ниже, чем у более премиальных ресторанов, там этот показатель упал на 15%. Представитель «Яндекс.Еды» отметил «небольшое снижение» объема заказов в премиум-сегменте ресторанов, несмотря на «высокий сезон», связанный с гендерными праздниками. Предоставить какие-либо цифры по динамике или числу заказов он отказался. Представитель Delivery Club на запрос «Ведомостей» отметил, что сейчас происходит перераспределение спроса с временно закрытых ресторанов на другие сети и локальные заведения. Эти данные подтвердил источник «Ведомостей» в Burger King, по данным которого спрос на доставку через агрегаторы с начала марта вырос по сети примерно на 50%, что во многом вызвано перетоком заказов в агрегаторах от конкурента («Макдоналдс» приостановил работу в России). В «Додо пицце» пока не видят существенного снижения количества заказов или изменений в среднем чеке по сравнению с февралем. Снижение показателей в среднем по рынку может быть связано с приостановкой работы «Макдоналдса», который был существенным игроком на рынке доставки, говорит управляющий директор «Додо пиццы» в Евразии Иван Тихов. «Полагаем, что пока не все наши клиенты осознают или ощутили надвигающийся кризис, но мы ожидаем некоторое снижение спроса в скором времени», – добавил он.
Средний чек
Снизился при покупках в ресторанах на 3% до 1182 руб. по сравнению с февралем (но вырос на 7% к марту 2021 г.) и вырос при покупках в точках быстрого питания (фастфуд) на 3% до 242 руб. (и на 15% к марту 2021 г.), подсчитали аналитики «Чек индекса» (агрегирует данные 1,1 млн онлайн-касс в стране).
Выручка и число заказов крупнейших игроков на рынке доставки готовой еды в 2021 г.
Выручка Delivery Club по итогам 2021 г. выросла на 60% и составила 16,2 млрд руб., Delivery Club выполнила 87 млн заказов (в январе 2022 г. – более 10 млн заказов). «Яндекс» в отчетности объединяет фудтехи «Лавка» и «Еда», они принесли компании 37,7 млрд руб. выручки (+126%), число заказов компания не раскрывает. Выручка «Додо пиццы» за 2021 г. выросла на 56% до 40,2 млрд руб., сказано в отчете Dodo Brands, которая развивает бренд «Додо пицца» (на зарубежные каналы приходится 14% выручки). 33 млн заказов в ресторанах принесли компании 13,9 млрд руб. выручки, а 26 млн заказов на доставку – еще 26,3 млрд руб.
«Додо пицца» не является прямым конкурентом «Макдоналдса» и работает в более высоком ценовом сегменте, но другие сети фастфуда (Burger King, KFC, Subway, Domino’s и др.) могли даже выиграть от перераспределения спроса вследствие приостановки деятельности крупнейшего игрока этого сегмента, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он предполагает, что они почувствуют эффект от снижения расходов потребителей позже. По его словам, общепит – одна из первых статей затрат, на которой потребители начали экономить, тем более что у них сейчас другие приоритеты: ажиотажная покупка дорожающих товаров длительного пользования, говорит Бурмистров. Кроме того, в текущих условиях уровень неопределенности очень высокий, что также влияет на траты и подталкивает людей экономить и чаще готовить дома, добавляет он. С последним тезисом согласен и Миронов.
Он также отметил со ссылкой на данные франчайзи, что катастрофичное падение продаж отмечается в офлайне у ресторанов, которые располагаются в торговых центрах, где сейчас приостановили работу крупные международные бренды – например, в «Меге», «Вегасе» и «Ривьере». С оценкой, что под наибольшим ударом сейчас торговые центры и их оставшиеся арендаторы, в том числе на фудкортах, согласен и Бурмистров. По его словам, там, где свернули продажи якорные арендаторы – IKEA, Inditex, H&M и др., в результате потребители стали больше покупать онлайн, а интерес к таким торговым центрам снизился. Но представители общепита не отчаиваются. Рестораторы и владельцы кафе ждут открытия летних веранд с 1 апреля и надеются, что столики на открытом воздухе и хорошая погода поддержат спрос, говорит член президиума правления «Опоры России» Алексей Небольсин, хотя, по его словам, средний чек в ресторанах уже начал снижаться, так как россияне переходят на самые доступные пункты в меню.