Как компании привлекают молодежь на рабочие специальности

В борьбе за кадры работодатели стали предлагать «синим воротничкам» льготы офисных сотрудников
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В пивоваренной компании Heineken за последние пять лет число линейных специалистов молодого возраста сократилось с 17,1 до 5,4%. Сегодня на заводе работает 1050 сотрудников, из них всего 57 – это люди до 30 лет. На производственных площадках предусмотрен сменный график, нужно работать по ночам, а современное поколение к этому не готово, сетует директор по персоналу Heineken в России Ольга Флоренцева. Ребята хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью, говорит она. В рознице тоже отмечают дефицит молодых кадров. По словам представителя X5 Group, работе в магазинах «Пятерочка» молодежь предпочитает офисные позиции. Для них рабочие специальности пока несовместимы с высоким социальным статусом, достойным заработком и успешной карьерой, делится совладелец и управляющий партнер «Технониколя» Сергей Колесников.

Но дело не только в том, что молодые люди считают рабочие профессии непрестижными и неперспективными. Их в целом мало на рынке труда, говорит руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. По данным Росстата, за последние два года число работников в возрасте от 20 до 29 лет уменьшилось более чем на 1,4 млн человек. Виной всему демографическая яма, которую спровоцировал кризис рождаемости 1990-х гг. Также свой вклад внесла и пандемия, во время которой прошли массовые сокращения молодых людей, занятых в сфере услуг, малом бизнесе и других секторах, особо пострадавших от карантинных ограничений, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Кроме того, коронавирус спровоцировал отток мигрантов из России, в том числе тех, кто был готов работать за низкую заработную плату.

В результате сегодня рынок труда испытывает острый дефицит кадров в сегменте «синих воротничков». В конце 2021 г. на одну вакансию в сфере рабочего персонала приходилось одно резюме, в строительстве – 1,3 резюме, в производстве – 2 резюме, тогда как средний показатель по другим отраслям – 3,8 резюме, следует из данных HeadHunter. Квалифицированные кадры уходят на пенсию, а кем их заменить – работодатели не знают, говорит Игнатова. Молодых кадров мало, большинству из них неинтересны рабочие профессии, к тому же уровень их подготовки ниже.

При этом спрос на линейный персонал продолжает расти. Например, по данным HeadHunter, ритейл является чемпионом роста по количеству вакансий. В 2021 г. в сфере торговли предложений по работе стало на 41% больше по сравнению с допандемийным 2019 г. и составило 1,09 млн единиц. Число вакансий для складских работников увеличилось на 118% и достигло 166 400 единиц. Среднемесячное количество вакансий в промышленном производстве выросло на 71%, с 543 400 до 931 600 единиц. А в строительстве – на 115% до 88 500 единиц.

В условиях тотального дефицита персонала работодатели вынуждены увеличивать зарплатные предложения. Компания «Технониколь» в 2021 г. проиндексировала заработную плату заводским рабочим примерно на 20%. С 1 января 2022 г. «Норникель» поднял зарплаты сотрудников предприятий в Норильске на 20%, в Мурманской области – на 10%. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) запланировано повышение зарплат на всех производственных предприятиях и в конструкторских бюро компании до уровня на 10% выше средней зарплаты в городе, где находится предприятие, говорит представитель ОАК. В прошлом году торговая сеть «Перекресток» изменила систему денежной мотивации, чтобы привлечь молодых соискателей к работе в рознице, увеличила оклад (насколько именно, не раскрывает), а также снизила зависимость дохода от премий и выполнения KPI для базового персонала магазинов. Уровень вознаграждения «синих воротничков» в группе DME (аэропорт «Домодедово») находится в пределах рынка Москвы и Московской области, говорит пресс-служба компании. Например, погрузчик багажа получает 76 000 руб., комплектовщик питания – от 55 000 руб., слесарь по ремонту техники – 100 000 руб.

Но стимуляция рублем не бесконечна, предупреждает управляющий директор «Авито работы» Артем Кумпель. Сегодня для удержания «синих воротничков» работодатели должны предоставить им гибкие формы занятости, возможность профессионально расти, обучаться и другие привилегии офисных сотрудников. Соискатели стали более избирательными. Они знают, что на рынке нехватка кадров, и выбирают выгодные для себя условия труда, а также внимательно изучают отзывы о потенциальном работодателе, объясняют эксперты.

«Ведомости» опросили десяток крупных работодателей, как они привлекают молодые кадры на линейные позиции и справляются с дефицитом рабочего персонала.

Целевой отбор

Торговая сеть «Пятерочка» летом прошлого года совместно с Подольским колледжем им. А. В. Никулина запустила программу дуального обучения. Теоретическая часть подготовки проходит на базе учебного заведения, а практическая – в распределительном центре (РЦ) сети в Подольске. Там студенты третьего курса, прошедшие собеседование, осваивают профессию оператора склада. Для них устанавливают индивидуальный график обучения, при котором как минимум три четверти уходит на практику. Компания выплачивает стажерам стипендию, размер которой не раскрывает, а после окончания учебы трудоустраивает в РЦ с возможностью профессионального роста. Участники программы могут переехать в другой регион на аналогичную должность, переквалифицироваться на водителя электроштабелера или перейти в офис на должность специалиста группы по управлению товарными запасами.

Кроме того, лучшие студенты программы смогут поступить в Школу менеджера «Пятерочки» для обучения на руководящие позиции: супервайзера, начальника отдела продаж, директора кластера и т. п. Пока программа работает в пилотном режиме. Но в будущем компания планирует масштабировать ее в другие города, где есть распределительные центры сети. Так «Пятерочка» хочет показать молодым специалистам, что ритейл сегодня – это карьерный рост, возможности и современные подходы к работе. До 90% руководителей в рознице начинали свой карьерный путь с базовых позиций – продавцов и администраторов, утверждает представитель X5 Group. По его словам, выгоднее и эффективнее растить специалистов внутри компании, а не искать на рынке: «Люди из компании лучше понимают принципы ведения бизнеса и ощущают себя в команде».

«Перекресток» пытается привлечь на работу в магазины студентов не только колледжей, но и университетов. Торговая сеть запустила программу стажировок RuleMakers для студентов последних курсов бакалавриата и магистратуры, по окончании которой можно сразу получить должность заместителя директора магазина. Чтобы стать ее участником, нужно подать заявку и пройти онлайн-отбор (собеседование и тестирование). В рамках программы стажеры слушают лекции по логистике, управлению персоналом, мерчандайзингу и т. п. от топ-менеджеров «Перекрестка» и экспертов бизнеса, а также проходят практику в супермаркетах. Компания выплачивает студентам стипендию в размере 10 000 руб. Стажировка длится девять месяцев. В конце обучения участники сдают аттестацию и защищают свой выпускной проект по улучшению работы магазина перед руководителями дивизионов торговой сети. Выпускникам стажировки вручают диплом партнера программы – РЭУ им. Плеханова. В прошлом году на стажерскую программу подал заявку 771 человек, из которых на обучение прошли только 80.

Для привлечения молодых кадров на производственные вакансии промышленные компании используют целевые программы обучения. ОАК, к примеру, является партнером 36 учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. Среди них Политехнический колледж им. Н. Н. Годовикова, Луховицкий авиационный техникум, Ульяновский авиационный колледж и др. А также МГТУ им. Баумана, Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева, Самарский национальный исследовательский университет им. Королева и т. д. Благодаря целевым программам на предприятия ОАК ежегодно приходит более 1500 выпускников вузов и колледжей.

Пивоваренная компания AB InBev Efes проводит программы целевого обучения в 26 университетах России и Украины (Ивановский государственный политехнический университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Ульяновский государственный университет и др.). В рамках партнерства сотрудники компании читают студентам лекции, организовывают обучающие HR-семинары, проводят дни карьеры и др. Студенты отрабатывают практику на фабриках компании в качестве оператора линий, инженера по качеству или сотрудника логистического склада с возможностью дальнейшего трудоустройства. Так компания закрывает часть производственных вакансий в регионах, на которые сейчас большой спрос, говорит представитель AB InBev Efes.

Источник молодости

В борьбе за кадры аэропорт «Домодедово» и РЖД решили искать будущих сотрудников среди не только студентов, но и школьников. В рамках программы целевой подготовки «Приток» «Домодедово» предлагает ученикам 9–11-го классов Москвы и Московской области поступить в одно из восьми партнерских учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Среди них колледжи «Московия», «Царицыно» и университеты РГГУ и РУДН. Компания оплачивает им обучение и выплачивает стипендию. Студенты вузов получают до 17 250 руб., а ссузов – до 11 500 руб. Для участия в программе школьникам нужно пройти профориентационное и психологическое тестирование.

Помимо дополнительного обучения по специализированным предметам в выбранных учебных заведениях участники «Притока» могут «испытать на себе» более 30 профессий в формате игрового обучения. Это повара, сотрудники службы безопасности, агенты регистрации и др. Один из авиационных ангаров «Домодедово» на время превращают в настоящий аэропорт, где ребята учатся управлять аэродромной техникой, обслуживать пассажиров перед рейсом, а также готовить к вылету три настоящих воздушных судна: Boeing 767, Boeing 737 и Boeing 747. Ежегодно 150 человек проходят «Приток». По окончании обучения компания трудоустраивает всех участников программы.

РЖД ведет активную работу по популяризации железнодорожных профессий в сегменте «синих» и «белых воротничков» среди школьников от 10 до 16 лет. Например, ребятам предлагают освоить азы таких профессий, как начальник поезда, дорожный мастер, машинист тепловоза и др., в рамках профориентационной образовательной программы «Детские железные дороги» (ДЖД). Обучение делится на теоретический и практический курс. Сначала детей знакомят с профессиями в формате лекций, игр, интерактивов. Изучив теорию, они сдают аттестацию, а уже потом переходят к практическим занятиям. Детские магистрали максимально приближены к железным дорогам общего пользования. На них, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах. Сегодня в России насчитывается 25 детских железных дорог в 15 регионах страны. Ежегодно тысячи школьников проходят программу ДЖД, около половины из них становятся студентами вузов и техникумов железнодорожного транспорта, а после приходят на работу в РЖД. Сегодня в компании работает 700 000 человек, почти 40% из них – это сотрудники до 35 лет.

Обучить и сохранить

Заинтересованность компаний в создании партнерских образовательных программ с вузами и ссузами растет, но этого недостаточно, чтобы справиться с нехваткой кадров, заключает управляющий партнер Rights Business Standard Алексей Меркулов. По его словам, нужна экосистема, в рамках которой у сотрудников будет вертикальный и горизонтальный рост.

Возможность повышать квалификацию, обучаться и расти внутри компании – один из главных факторов, на которые опираются «синие воротнички» при выборе будущего места работы, объясняет Мария Игнатова из HeadHunter. Особенно это касается тех профессий, в которых существуют разряды и категории: электрослесарь, сварщик, машинист техники и т. д. В результате работодатели стали все больше вкладываться в создание специальных программ удержания и развития линейного персонала.

В «Технониколе» с 2020 г. работают собственные лицензированные учебные центры, где готовят специалистов узкого профиля, например намоточников или аппаратчиков на пропиточных агрегатах, и повышают квалификацию штатных сотрудников. Благодаря центрам компании удается не только сократить время на поиск новых сотрудников, но и лучше оценивать их квалификацию, говорит Сергей Колесников.

Штатные технологи обучают новобранцев около месяца и потом выводят на линии. Компания выплачивает ученикам центра стипендию, размер которой не раскрывает, а по окончании учебы выдает образовательные сертификаты. За время работы программы в «Технониколе» обучили 444 человека, из них 95% зачислены в штат.

Кроме того, заводских рабочих наравне с офисными сотрудниками обучают управленческим навыкам, тайм-менеджменту и английскому языку, чтобы они могли профессионально расти и не засиживаться на рядовых позициях. На предприятиях реализуют программы кадрового резерва, в рамках которых помогают сотрудникам перейти на более высокие позиции, а на их место готовят новичков. «Например, начальник склада собирается перейти на новый завод на позицию коммерческого директора. На его место мы обучаем кладовщика, которого рекрутировали с перспективой на менеджерскую должность», – поясняет Колесников. За прошлый год в общей сложности компания потратила на обучение персонала 28,9 млн руб. Каждый год около 5000 человек проходят обучение за счет компании.

«Норникель» обучает заводских рабочих цифровым навыкам наравне с офисными сотрудниками. В 2020 г. компания запустила программу «Цифровой «Норникель», в рамках которой знакомит персонал с Big Data, интернетом вещей (IoT) и искусственным интеллектом и т. д. Проект реализуют в партнерстве с Московской школой управления «Сколково» и образовательной онлайн-платформой «Синхронизация», где проходят тематические онлайн-сессии и вебинары. Также обучение проходит на корпоративной платформе «Академия «Норникеля». Все образовательные модули подготовили приглашенные эксперты и специалисты компании. В компании работает 40 000 сотрудников, из них 50% уже прошли обучение и подтвердили свои знания, рассказывает вице-президент по кадровой политике «Норникеля» Дарья Крячкова. Оборудование на производствах становится все более сложным, поэтому степень подготовки линейных специалистов должна быть на уровне инженерных специальностей.

Не только промышленные предприятия заинтересованы в профессиональном развитии своих сотрудников. В маркетплейсе Ozon работники склада, распределительных и сортировочных центров при выполнении KPI (каких именно, компания не раскрывает) могут претендовать на должность специалиста по обучению, старшего участка, начальника смены или даже руководителя производственно-сортировочного центра. Программа кадрового резерва работает в Ozon всего месяц, но в нее уже смогло попасть 400 человек.

Хорошее предложение

Сервисы доставки «Яндекс.Еда» и «Сбермаркет» сотрудничают с самозанятыми курьерами и сборщиками. Обе компании отмечают большой приток партнеров. В «Сбермаркете» в 2020 г. работало около 1000 курьеров и сборщиков заказов, а сегодня их уже более 40 000. За три года число партнеров в «Яндекс.Еде» увеличилось в 3,5 раза, говорит представитель компании. Средний возраст сотрудников доставки – 25 лет.

Онлайн-сервисы доставки стали невероятно востребованы среди молодых кандидатов, отмечает Артем Кумпель. По его словам, работе на строительных объектах и в складских центрах соискатели предпочитают курьерские позиции, на которых выдают красивую теплую форму и хорошо платят. В Москве пеший курьер способен заработать до 90 000 руб. в месяц, автокурьер – до 150 000 руб., следует из данных SuperJob. Но спрос на курьеров становится все больше, и компании продолжают конкурировать за кадры. С 2019 г. число вакансий в сфере доставки выросло на 217%. В прошлом году, согласно данным HeadHunter, было размещено 103 900 предложений по работе.

Чаще всего партнеры выбирают доставку в качестве подработки в свободное от основной работы или учебы время, но они могут продолжить карьеру в компании. Например, присоединиться к команде поддержки или курьерских хабов, а также стать супервайзерами и операционными руководителями в городе или регионе, рассказывает пресс-служба «Яндекс.Еды».

Руководитель команды офисного подбора «Сбермаркета» Елена Маюшкина говорит, что в компании есть много примеров, когда курьеры и сборщики переходили на такие должности, как дивизионный менеджер – сотрудник, который отвечает за все подключенные к сервису магазины, менеджер по работе с клиентами, тренер-наставник и HR-специалист. Сейчас «Сбермаркет» готовит к запуску корпоративный университет, в котором сотрудники любого ранга смогут не только повышать квалификацию, но и получать новую профессию. Например, курьеры смогут переквалифицироваться в IT-специалистов и войти в кадровый резерв компании, уточняет она.

Бесценные друзья

Также компании предлагают линейному персоналу реферальные программы: действующие сотрудники получают денежное вознаграждение за трудоустроенных в компанию друзей и знакомых. «Сбермаркет» платит за приведенного курьера-универсала (собирает и развозит заказ) 10 000 руб., за приведенного сборщика и курьера – от 3000 до 5000 руб. Благодаря реферальной программе сервис привлек к сотрудничеству больше 400 человек за прошлый год.

Логистическая компания Ahlers предлагает вознаграждение в размере 5000 руб. за успешную рекомендацию кандидата, прошедшего испытательный срок. В прошлом году компания приняла в штат 128 новых сотрудников в офис и на производство. Четверть нанятых «синих воротничков» пришли через реферальную программу, утверждает представитель компании.

Для сотрудников «Вкусвилла» тоже действует программа «Приведи друга». За трудоустроенных друзей работник получает 7000 бонусов на корпоративную карту, которые может потратить в одном из магазинов сети. За пять месяцев компания получила 7500 заявок от кандидатов, из которых по итогам собеседования в штат приняли 3842 человека.

Чтобы восполнить нехватку линейных кадров, продуктовая сеть также запустила проект «Кандидаты из регионов», в рамках которого трудоустраивают соискателей из регионов в Москву и Московскую область. Участникам проекта предоставляют бесплатное жилье – койко-место в общежитии или в хостеле. Проект запустили осенью прошлого года, за время его работы компания приняла на работу около 80 кандидатов из регионов.

Еще немного плюшек

ОАК предлагает молодым сотрудникам меры целевой поддержки. Например, компенсирует расходы работников на покупку жилья: компенсация первоначального взноса и процентов по ипотечным кредитам до 2–3%. Для сотрудников наиболее востребованных специальностей, в том числе молодых работников, которые окончили профильные или опорные образовательные программы высших и средних учебных заведений, сумма компенсации увеличивается на 1%. Также молодые специалисты при первичном трудоустройстве получают материальную помощь, размер которой компания не раскрывает. В результате последовательного проведения кадровой политики по привлечению и удержанию молодежи работники ОАК значительно помолодели, говорит директор по персоналу ОАК Любава Шепелева. Сегодня доля сотрудников в возрасте до 29 лет составляет 15%.

Партнеры «Сбермаркета» и «Яндекса» получают льготы, которые соответствуют привилегиям офисных сотрудников. Например, «Сбермаркет» предоставляет курьерам и сборщикам скидки в ресторанах быстрого питания и на доставку, выгодные тарифы для сотовой связи, программы по аренде и покупке мобильных устройств на базе Android и многое другое. «Яндекс.Еда» компенсирует стоимость обедов в сетевых кафе и «Лавке», предоставляет страховку от несчастных случаев на время активных слотов до 2 млн руб. и юридическую помощь.

Помимо прочего Артем Кумпель из «Авито работы» в конкуренции за «синие воротнички» советует работодателям расширить воронку найма. Например, адаптировать требования в вакансиях под более широкую аудиторию, рассматривать кандидатов из смежных сфер, обратить внимание на парт-таймеров. Мария Игнатова из HeadHunter уверена, что в борьбе за «синие воротнички» выиграет та организация, которая предоставит конкурентную заработную плату, профессиональный и карьерный рост, привлекательные условия вроде официального трудоустройства, медицинской страховки и удобного графика. Граница между «синими» и «белыми воротничками» стирается, делают выводы эксперты. Кроме того, работодателям нельзя растягивать этапы собеседований. На высококонкурентном рынке «синие воротнички» находят работу всего за пару дней.

Сейчас много говорят о цифровой экономике, но она не построит жилье, не накормит, не оденет и не обогреет 8 млрд человек, рассуждает Сергей Колесников. Именно рабочие специальности, по его мнению, являются столпами любой экономики, но без прогрессивной молодежи развития экономики не будет. Эту проблему отмечают и чиновники. В январе на Гайдаровском форуме председатель Банка России Эльвира Набиуллина назвала дефицит рабочей силы одним из главных вызовов для экономики нашей страны.