Зачем «Сбербанк» и крупнейшие промышленные предприятия России объединяются в национальный ESG-альянс
Сможет ли он повлиять на правила игры и экологическое регулирование в РоссииНа первом собрании 25 января учредители национального ESG-альянса во главе со Сбербанком утвердили устав, выбрали наблюдательный совет из 28 человек и назначили генеральным директором Андрея Шаронова, который в течение нескольких лет руководил Московской школой управления «Сколково». Управляющая структура в форме автономной некоммерческой организации (АНО) будет создана до марта 2022 г.
О создании ESG-альянса крупные российские компании объявили в декабре 2021 г. Альянс – совершенно новая структура, аналогов ему нет ни в России, ни в мире. В мире функции, связанные с экологией, социальной ответственностью и корпоративным управлением (ESG), выполняют отраслевые объединения и ассоциации, такие как Международный совет по горному делу и металлам, говорит Игорь Коротецкий, руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ.
«Ведомости» попытались оценить выгоды участников и потенциальный фронт работ нового объединения.
Создание системы
С 2019 г. ЕС разрабатывал пакет законов трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustement Mechanism, CBAM), который был опубликован в июле 2021 г. Согласно ему с 2026 г. импорт стали, чугуна, алюминия, аммиака, азотных удобрений и цемента в страны ЕС будет облагаться особой пошлиной, соответствующей углеродному следу продукции (выбросам парниковых газов при производстве единицы продукции). Но российские предприятия-экспортеры смогут уменьшить платеж, если будут покупать углеродные единицы (тонны эквивалента СО2) в количестве, нужном для компенсации углеродного следа, на внутреннем рынке, в системах торговли углеродными единицами.
Сейчас многие российские компании находятся под риском серьезных потерь или даже исчезновения отрасли (например, угледобывающие компании). Участие в альянсе доказывает, что российские предприятия прониклись темой, говорит директор Российского института директоров Игорь Беликов.
Декарбонизация имеет прямое отношение к металлургической и горнодобывающей промышленности – четвертому по величине выбросов эмитенту парниковых газов в мире, говорит Борис Синицын, директор, аналитик по металлургии и добывающему сектору «Ренессанс капитала». Единственный способ эффективно сократить выбросы, как показывает опыт ЕС, – создать систему торговли выбросами (Emissions Trading Systems, ETS). Но, по оценкам «Ренессанс капитала», начало торговли углеродом в Европе, Китае и других странах приведет к увеличению затрат на производство алюминия почти на $900 за 1 т, что на 45% выше среднего показателя за 10 лет. Производственные затраты также должны увеличиться для производителей никеля, стали и других металлов, говорит аналитик.
Чтобы соответствовать требованиям ЕС, России нужно в сжатые сроки разработать собственное углеродное регулирование и систему торговли квотами. И российские компании уже начали делать первые шаги в этом направлении.
В июле 2021 г. в России был принят основной закон – об ограничении выбросов парниковых газов. Сейчас разрабатывается инфраструктура обращения углеродных единиц, чтобы удовлетворить спрос в первую очередь крупных эмитентов парниковых газов, которые подпадают под трансграничное регулирование CBAM. Это производители стали и железа, алюминия, удобрений и цемента, предприятия электроэнергетики. Они заинтересованы в системе, которая позволяла бы платить за выбросы парниковых газов в России (например, покупая углеродные единицы на торгах) и при этом продавать продукты в Европу без уплаты CBAM, говорит старший менеджер группы оказания услуг в области устойчивого развития Deloitte в СНГ Мария Спиридонова.
Потенциальный рынок торговли углеродными единицами велик. Поглощение парниковых газов российскими лесами (после поправок в методиках расчета поглощающей способности) может достигать 1 млрд т эквивалента СО2 без учета пожаров, говорит Спиридонова. Если все поглощение углерода российскими лесами учесть в виде углеродных единиц, а каждая единица будет продаваться по цене 700 руб. за 1 т (такой показатель, по словам Спиридоновой, фигурировал в сценариях Минэкономразвития), рынок углеродных единиц в России может достигнуть 700 млрд руб. (около $10 млрд).
Создаваемая в России система торговли углеродными единицами на первом этапе будет добровольной – в отличие от обязательных систем торговли квотами на выбросы парниковых газов (ETS). Самая крупная – система Евросоюза (EU ETS), покрывающая более 40% эмиссии СО2 в ЕС и объединяющая 11 000 предприятий – участников торгов. В обязательных системах предприятия покупают разрешения на выбросы (квоты) или получают их бесплатно, исходя из предельных значений, установленных регуляторами.
Потенциальный рынок торговли квотами в России (если он появится) можно оценить по планам снижения выбросов парниковых газов, изложенным в стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 г. За 30 лет Россия должна снизить выбросы с 2,12 млрд т эквивалента СО2 до 1,19 млрд. Таким образом, среднее ежегодное снижение составит 31 млн т. Система торговли квотами репрезентативна, если охватывает не меньше 30–40% выбросов в регионе, говорит Сергей Заборов, партнер McKinsey. Если исходить из нынешней цены квоты в EU ETS – более 80 евро за 1 т СО2, – объем торгов квотами составляет 992 млн евро в год, а в ценах 2020 г. (25 евро за 1 т) – 310 млн евро в год.
Какую роль могут сыграть на этом рынке «Сбер» и ESG-альянс?
Не оператор
В мае 2021 г. предправления Сбербанка Герман Греф заявил, что «Сбер» намерен принять участие в создании системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Но пока «Сбер» не входит в инфраструктуру торговли.
Минэкономразвития (согласно проекту постановления правительства, подготовленному министерством) предоставило роль оператора реестра углеродных единиц Московской бирже, госкорпорации ВЭБ и Газпромбанку. Реестр углеродных единиц – все равно что счет компании-клиента в банке. На нем накапливаются углеродные единицы, которые будут предоставляться организации по результатам климатических проектов (проектов модернизации, в результате которых сокращаются выбросы парниковых газов). Насколько выбросы сократили, столько углеродных единиц и получили.
По словам замминистра экономического развития России Ильи Торосова, за зачисление углеродных единиц на счет, списание их со счета, зачет углеродных единиц оператор взимает не более 5 руб. за каждую углеродную единицу. То есть при объеме торгов в 1 млрд углеродных единиц в год комиссия оператора реестра составит 5 млрд руб.
Реестр углеродных единиц будет один – национальный, сообщил представитель Минэкономразвития. А желающих стать организаторами торгов несколько: например, электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ), биржи.
ЭТП ГПБ будет использоваться для торговли квотами в эксперименте по декарбонизации и отладке углеродного регулирования в Сахалинской области. Торговля квотами на Сахалине начнется в 2023 г. Кроме Сахалинской области в использовании ЭТП ГПБ заинтересовано пять регионов, ранее сообщил «Ведомостям» первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов.
Санкт-Петербургская международная сырьевая биржа заявила о готовности стать площадкой для торговли углеродными единицами. «Все клиенты здесь. Если говорить о нас, то мы со всеми этими организациями сегодня уже работаем: это и нефтянка, и производители минеральных удобрений», – заявил президент биржи Алексей Рыбников 20 января. Двумя днями ранее он подписал соглашение о сотрудничестве с «Роснефтью». Документ предполагает взаимодействие в области углеродного менеджмента и развития биржевой торговли углеродными единицами, полученными в результате реализации «Роснефтью» проектов по снижению выбросов парниковых газов, говорится в сообщении компании.
ВТБ вместе с Московской биржей предполагают начать торговлю углеродными единицами во второй половине 2022 г. Они создадут специальную площадку или секцию торговли углеродными единицами. Будут разработаны контракты для спотовой торговли и деривативные инструменты, сообщил представитель ВТБ.
Участники альянса
Сейчас «Сбер» занимается регистрацией альянса как автономной некоммерческой организации. Утверждено ее юридическое название – «Национальный альянс по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития» (АНО «Альянс по вопросам устойчивого развития», английская версия – ESG-Alliance), сообщил «Сбер» 25 января. Планируется, что процесс регистрации завершится к февралю-марту 2022 г. Цель – как можно быстрее приступить к работе и начать прием новых организаций. Источником финансирования альянса станут взносы учредителей, а крупные проекты компании смогут при желании поддержать дополнительно, рассказала старший вице-президент «Сбера» по ESG Татьяна Завьялова. Суммы взносов предстоит определить и утвердить голосованием участников, говорит она.
Как такового прицельного подбора участников не было. «Когда родилась идея, мы связались с крупнейшими клиентами, рассказали им о наших планах, предложили вступать, если это совпадает с их интересами. А дальше информация стала распространяться по рынку», – рассказала Завьялова.
Состав получился разнородным – от металлургических и химических предприятий до производителей потребительских товаров (Unilever) и ритейлеров (X5 Group и Mercury Retail Holding). Приглашение к вступлению было направлено максимально широкому кругу потенциальных участников, их как минимум втрое больше, чем объявленные 28 основателей, говорит директор по устойчивому развитию АО «Русал менеджмент» Ирина Бахтина.
Половина альянса – представители наиболее вредных для экологии производств. Наибольший вред природе причиняют добыча полезных ископаемых, производство химической, металлургической, пластмассовой продукции, нефтепродуктов, а также электроэнергии, объясняет специалист по зеленой экономике «Совета Гринпис» Екатерина Черничкина. По данным Росстата, максимальные выбросы парниковых газов в 2018 г. – это потери и технологические выбросы от деятельности, связанной с нефтью и газом, т. е. с энергетикой (210,7 млн т эквивалента СО2), выбросы металлургических (106,8 млн т) и химических (77,8 млн т) предприятий.
Нефтяная отрасль в альянсе представлена «Газпром нефтью», нефтепереработка – «Сибуром», металлургия и горнодобыча – UC Rusal, «Полюсом», «Металлоинвестом», Eurasian Resources Group, добыча угля – «Колмар груп» и СУЭК, химическая промышленность – «Еврохимом», «Уралхимом» и «Уралкалием», машиностроение – «Трансмашхолдингом», электроэнергетика – компаниями «Т плюс» и En+ Group.
Часть участников были замечены в экологических нарушениях в 2020–2021 гг. и получали штрафы от Росприроднадзора, например «Сибур», «Технониколь» и «Т плюс». У «Сибура» произошел прорыв подводного трубопровода в марте 2021 г., что привело к пожару и загрязнению реки Оби. Росприроднадзор оценил ущерб в 284 млн руб. В начале декабря Росприроднадзор подал иск в Арбитражный суд Рязанской области, требуя прекратить действие разрешения на выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферу, выданного заводу «Техно» (входит в «Технониколь») в октябре 2017 г. Ранее руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова написала в соцсети «В контакте» о нарушениях, выявленных во время внеплановой проверки завода «Техно». Она тогда сообщила, что на предприятии выбросы превышают допустимые значения, компания нарушала правила эксплуатации, подавала недостоверные данные.
Энергетическая компания «Т плюс» в 2020 г. не смогла оспорить в суде штраф Росприроднадзора за сброс в Волгу сточных вод в 2019 г., а в августе 2021 г. получила штраф за загрязнение реки Уводи в Ивановской области.
А в начале октября 2021 г. Росприроднадзору по суду удалось взыскать с Сибирско-Уральской алюминиевой компании (входит в UC Rusal) 291 млн руб. долга по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Далеко не все участники альянса фигурируют в ESG-рейтингах, а те, что в них присутствуют, не всегда имеют высокие оценки. Сильнее всего компании ESG-альянса представлены в международном рейтинге некоммерческой организации CDP («Ведомости» нашли в нем 9 компаний из 28). Лидерская позиция только у «Русала» (группа А-). У АФК «Система» и «Газпром нефти» рейтинг В, у Металлоинвеста – В- (уровень управления климатическими рисками и возможностями), у X5 Group – С (уровень осознанности, постановки климатических целей). А самые низкие позиции – у лидера альянса Сбербанка, «Полюса», «Уралкалия» (группа D, уровень раскрытия фактической информации) и En+ (группа F, не обеспечивает необходимый уровень раскрытия).
«Ведомости» обратились в 14 компаний с вопросом, каким конкретно опытом в сфере ESG они могут поделиться с альянсом и рынком. «Металлоинвест», «Сибур», АФК «Система» и «Трансмашхолдинг» отказались от комментариев, «Газпром нефть» на запрос не ответила, еще два участника сообщили, что окончательное решение о вхождении в альянс еще не приняли. По существу на вопрос об экспертизе ответили четыре компании.
Экспертиза X5 – в сокращении пищевых отходов, переходе на устойчивую упаковку, сокращении углеродного следа, продвижении товаров для здорового образа жизни, поддержке местных сообществ через продовольственную помощь, фудшеринге, сообщил представитель X5 Group.
«Полюс» рассчитывает, что участникам альянса будет интересен его опыт по декарбонизации, а также опыт в области взаимодействия с местными сообществами в регионах, охраны труда и промышленной безопасности, сообщил представитель компании.
Компания «Автобан» – единственный представитель отрасли дорожного строительства в альянсе. «В наших планах – снизить прямые выбросы в атмосферу, уменьшить потребление энергии, повлиять на весь жизненный цикл строительства дорог. Готовы делиться и перенимать опыт», – сказала директор по экономике и финансам ДСК «Автобан» Юлия Штрек.
Unilever, как производитель потребительских товаров, готова предложить альянсу экспертную помощь в сфере инфраструктуры для сбора и переработки пластика, декарбонизации производства и логистики, а также развития социально значимых проектов для потребителей, сообщил представитель компании.
Фронт работ лоббиста
Чтобы заставить предприятия заботиться об экологии, сначала надо пересмотреть ложные решения в сфере экологии и климата, неработающие документы, а это зона ответственности государства, а не объединения крупных предприятий, считает Черничкина. О каких ложных решениях идет речь? Например, это пересмотр методики расчета способности лесов по поглощению парниковых газов (вместо реальных действий по сокращению выбросов парниковых газов); развитие мусоросжигания, технологий улавливания углерода и атомной энергетики (вместо реальных действий по сокращению выбросов, повышению энергоэффективности, переходу к циклической экономике, развитию возобновляемых источников энергии, устойчивого лесного хозяйства), отмечает Черничкина.
Важные финансовые меры стимулирования, такие как перераспределение субсидий на ископаемое топливо или увеличение налоговой нагрузки на предприятия, нерационально использующие ресурсы и загрязняющие окружающую среду, тоже не в компетенции альянса, говорит Черничкина.
Самое болезненное в декарбонизации для российского бизнеса – отсутствие регулирования, показал опрос топ-менеджеров компаний, проведенный Deloitte.
Судя по заявлениям Грефа, альянс собирается создавать нормативную базу, новые законы, которые бы стимулировали все предприятия к экологической и социальной ответственности и качественному корпоративному управлению, кроме того, он должен лоббировать национальные интересы России и отечественного бизнеса за рубежом.
Хватит ли влияния? Греф отметил, что на долю участников альянса приходится 10% ВВП России. Бахтина говорит, что UC Rusal предложила коллегам по ESG-альянсу создать рабочие группы по формированию нормативно-правовой и методической базы, остро необходимой российскому рынку прямо сейчас: например, по развитию низкоуглеродной экономики, экономики замкнутого цикла и т. д. По словам Шаронова, уже состоялись рабочие встречи потенциальных учредителей, они хотят, чтобы альянс поддерживал их интересы в переговорах с регуляторами.
Как показали последние действия РСПП, представляющего интересы крупного бизнеса, для крупного бизнеса болезненна идея ограничения выбросов. Эксперименты с квотированием в России начнутся в 2022 г. 21 декабря 2021 г. в первом чтении был принят законопроект об эксперименте по ограничению выбросов парниковых газах в отдельных регионах России, в первую очередь в Сахалинской области. Другие возможные участники – Башкирия, Хабаровский край, Иркутская и Калининградская области. Эксперимент предполагает инвентаризацию всех выбросов в регионе, создание реестра выбросов и системы независимой верификации сведений и утверждений о выбросах и их поглощении, квотирование выбросов и обязательную углеродную отчетность. За превышение квот штраф составит $2 за каждую тонну эквивалента СО2.
А 22 декабря руководитель РСПП Александр Шохин обратился с письмом к помощнику президента, призывая отказаться от квот на выбросы и платы за их превышение. Квотирование выбросов, написал Шохин, может снизить экспортную конкурентоспособность предприятий на территориях эксперимента, а также сократить их инвестиционные программы, в том числе в энергетике и ЖКХ. Торосов через представителя сообщил «Ведомостям», что Минэкономразвития рассмотрело замечания РСПП и дало «мотивированные комментарии с обоснованием, почему их позиция не может быть учтена». Он отметил, что квотирование выбросов и взимание платы за превышение квот являются ключевыми условиями эксперимента.
Поле для нормотворчества у альянса широкое. В 2022 г. будет доработано около 20 подзаконных актов к основному закону об ограничении выбросов парниковых газов. Некоторые акты еще не написаны. Закон об ограничении выбросов принят, но детали климатической политики России пока не ясны, отмечает Спиридонова: с какой скоростью придется сокращать выбросы, каким отраслям, эмиссии каких категорий – прямые или косвенные тоже? Какими будут лимиты на выбросы? Будет ли государство давить на компании, чтобы они снижали выбросы, или такого давления не будет?
Директор Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Ирина Гайда говорит, что, если механизм распределения бесплатных квот между отраслями и компаниями будет непрозрачным, возникнут коррупционные риски и неверные стимулы для участников рынка. Кроме того, важно правильно определить исходный уровень квот, иначе цены на углерод могут оказаться слишком низкими или слишком высокими. В первом случае компании не будут заниматься сокращением выбросов, а станут скупать углеродные единицы, во втором – вместо сокращения эмиссий закроют производства, считает Гайда.
Заборов отмечает, что лимиты выбросов будут зависеть от методики определения квот, а она еще не выбрана. Ольга Теплова, научный сотрудник исследовательского центра ЭНЕРПО Европейского университета, говорит, что в пакете актов СВАМ предлагаются разные способы определения предельных квот – по фактическому уровню выбросов, по бенчмаркам либо по 10% наихудших предприятий отрасли с наибольшими выбросами.
В альянсе у участников будет возможность коллективно вести диалог с госорганами, сверить позиции, провести расчеты, понять, какой метод будет эффективнее для бизнеса, говорит Заборов.
Учет и отчетность
Сейчас единственный документ, который частично регулирует учет выбросов парниковых газов, – приказ Минприроды № 300 от 30.06.2015, хотя в нем говорится только о предоставлении отчетности по выбросам организациями, говорит Мария Дорофеева, управляющий партнер юридического бюро Dorofeeva Group, эксперт по экологическому законодательству.
С 2022 г., согласно закону об ограничении выбросов парниковых газов, крупные предприятия обяжут ежегодно предоставлять контролирующим органам отчетность о выбросах парниковых газов – сначала те предприятия, у кого ежегодный объем выбросов составляет более 150 000 т эквивалента СО2.
Отчетность – та сфера, в которой альянс может быть весьма эффективен, говорят эксперты, опрошенные «Ведомостями». Для прогресса в ESG нужно добиваться обязательного раскрытия экологической информации, считает аналитик группы рейтингов устойчивого развития «Эксперт РА» Елена Жанахова. Половина данных и выводов, которые содержатся в нефинансовых отчетах бизнеса о выполнении экологических норм и сохранении климата, не соответствует действительности, заявила руководитель Росприроднадзора Радионова на выездном заседании научно-технического совета ведомства в августе этого года. Позже Греф на Восточном форуме согласился, что проблема фальсификации ESG-отчетности существует и это будет одним из ключевых направлений деятельности ESG-альянса.
Согласно законопроекту о Сахалинском эксперименте, обязательная отчетность компаний должна включать в себя подтвержденные сведения о массе выбросов, подтвержденные сведения о выполнении или невыполнении квоты, а также о числе углеродных единиц на счету предприятия в реестре углеродных единиц.
По мнению Заборова, ключевой вопрос – каким образом будут проверяться измерения выбросов парниковых газов. Сейчас компании рапортуют о них в отчетах об устойчивом развитии, но фактически приходится верить заявлениям авторов отчетов на слово. Аудит отчетности о выбросах – прекрасный рынок, который может быть сопоставим с рынком консультационных услуг, который стал бурно развиваться после вступления в силу закона Сарбейнса – Оксли в 2002 г., говорит Заборов.