Сахалин хотят декарбонизировать за счет газа, ВИЭ и электромобилей
Но заплатить за это в основном придется бизнесу и потребителямСахалинская область для достижения углеродной нейтральности уже к 2025 г. переведет 145 котельных с угля и мазута на газ, газифицирует более 37 000 домовладений и квартир, а также построит почти 300 МВт возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Это следует из климатической программы региона, представленной в Москве 14 декабря.
Сахалин ранее был выбран правительством в качестве пилотного региона, где Россия намерена обкатать общую стратегию и технологии для декарбонизации и торговли квотами на выбросы СО2. Затем ее планируется тиражировать и на другие субъекты РФ. 13 декабря в Госдуму был внесен рамочный законопроект о проведении в России эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов, сроки его проведения – с 1 марта 2022 г. по 31 декабря 2028 г. Первым регионом станет Сахалинская область, впоследствии его требования могут распространить на другие субъекты Федерации.
Согласно климатической программе региона, к 2025 г. количество выбросов парниковых газов должно достигнуть отрицательной величины, следует из презентации, представленной губернатором Сахалина Валерием Лимаренко. По итогам 2019 г. нетто-выбросы СО2 в области составили 1,27 млн т. За счет мероприятий программы, курируемых правительством региона, их хотят уменьшить на 1,21 млн т. Снижение еще на 460 000 т обеспечат предприятия в рамках собственных климатических программ (в том числе в рамках добычных проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и программы Восточной горнорудной компании – ВГК). Снижение на 232 000 т будет достигнуто за счет большего поглощения парниковых газов лесами – благодаря росту темпов лесовосстановления. При этом за счет новых производств в регионе добавится 600 000 т СО2 в год. Эта цифра, по словам Лимаренко, «резерв под новые инвестпроекты». В результате эмиссия регионом парниковых газов к 2025 г. должна оказаться на 40 800 т СО2-эквивалента ниже, чем их поглощение экосистемой (что и дает «отрицательную» величину выбросов).
Мероприятия программы разбиты на несколько блоков. Основные – это увеличение доступности газа (включая перевод на него котельных и подключение жилых домов), рост доли ВИЭ с текущих 0,5% от всей мощности электростанций области до 28% (это 301,8 МВт от нынешних 1115 МВт), рациональное обращение с отходами и повышение энергоэффективности, развитие газового и электрического транспорта и водородной энергетики (проект по выпуску в области до 100 000 т водорода в год ранее анонсирован «Росатомом» совместно с французской Air Liquide). Также в регионе рассчитывают развивать технологии улавливания и хранения углекислого газа (CCUS – carbon capture, utilization and storage) и более рационально управлять природными экосистемами – лесами и почвой, которые являются основными поглотителями СО2.
В целом же вся работа регионального правительства и работающих на Сахалине компаний, по словам Лимаренко, будет сводиться «к повышению эффективности». «Работа по снижению углеродного следа и есть повышение эффективности. В этом месте можно было закончить доклад», – сказал он.
Исходя из представленных в презентации цифр львиную долю из курируемой региональным правительством эффективности в части снижения выбросов парниковых газов (946 300 т СО2-эквивалента в год) должна дать газификация региона, которую ведет «Газпром», и строительство ветряков частными компаниями, в том числе ВГК и «Новавиндом» («дочка» «Росатома»). «К 2025 г. мы должны завершить 100%-ную газификацию региона. Там, где труба не дотянется, обеспечим ее с помощью сжиженного или компримированного газа», – сказал Лимаренко. Оставшиеся 267 500 т СО2 приходятся суммарно на утилизацию свалочного газа, программу энергосбережения и перевод транспорта на газомоторное топливо и электротягу (последние обеспечат снижение выбросов лишь на 18 500 т в год).
Строить электрозаправки на Сахалине Лимаренко хочет, не дожидаясь появления массового электротранспорта. «Мы решили не ставить вопрос, что должно быть сначала – курица или яйцо», – сказал Лимаренко, напомнив про планы ведущих автоконцернов отказаться от выпуска машин с двигателями внутреннего сгорания в пользу электротранспорта. К концу 2025 г. в регионе должно появиться 1000 зарядных станций и 10 000 электрокаров (в 2019 г. было 85 единиц).
Сколько средств на это потребуется и кто выступит в качестве инвесторов, Лимаренко не уточнил. Он также не ответил на вопрос члена комитета по климатической политике РСПП Ивана Жидких о стоимости всей программы до 2025 г. Жидких также обратил внимание, что среди перечисленных губернатором мероприятий много «достаточно дорогих и долгих», например перевод почти полутора сотен котельных на газ. «Выработка 28% электроэнергии на ВИЭ будет означать отказ от газа, а не только от угля. И это в конечном счете попадет в тариф для потребителей», – предупредил он.
Неясным осталась также судьба угольного кластера Сахалина, который насчитывает около 70 месторождений. Добыча угля в 2020 г. составила 13,7 млн т, в секторе задействованы тысячи человек. Лимаренко лишь упомянул, что сахалинский уголь будет «озеленяться» за счет снижения выбросов СО2 и строительства ВИЭ-генерации. Он также упомянул о создании биржи для торговли углеродными единицами, но не раскрыл параметров, включая их стоимость для предприятий.
Сахалинская климатическая программа, по мнению партнера группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Владимира Лукина, представляет собой «хороший пример комплексного анализа локальных условий и возможностей». «Но существенным фактором успеха эксперимента по созданию углеродного рынка является цена на углерод и ее использование в качестве инструмента регулирования, что не нашло отражения в программе», – сказал он «Ведомостям». И здесь, по его мнению, ключевую роль играет не позиция региона, а ее неопределенность на уровне федеральных чиновников.
«Судить о сбалансированности эксперимента еще рано, – добавляет руководитель Энергетического центра EY в странах Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Белоглазова. – В отличие от тех стран, где системы торговли выбросами уже функционируют, у Сахалинской области есть множество своих особенностей». Наибольший потенциал сокращения выбросов на Сахалине, по ее мнению, заключен в переводе котельных на газ, а также в транспортном сегменте.
По оценкам КПМГ, более 80% потенциала декарбонизации Сахалинской области может быть реализовано «с применением рыночных механизмов торговли углеродными единицами». «Оптимистический прогноз заключается в том, что эксперимент потребует минимальных капиталовложений на ранних этапах, а в случае успеха станет дополнительным источником доходов для регионального бюджета», – считает Лукин.