Как экономист и физик организуют молодежные конкурсы для PepsiCo и «Почты России»
Им пришлось учиться зарабатывать в разгар пандемии, когда все массовые мероприятия были запрещеныПредпринимательская история 28-летних Сергея Акопяна, экономиста по образованию, и Игната Зайончковского, физика, началась с работы по найму в «Рыбаков фонде». Там они занимались организацией молодежного бизнес-клуба и программами молодежного предпринимательства, в частности конкурсами «Преактум» для студентов, желающих стать предпринимателями.
В конце 2018 г. «Рыбаков фонд» предложил Сергею и Игнату (как и нескольким другим сотрудникам фонда, показавшим наибольшие успехи в развитии молодежных проектов) пройти программу акселерации в фонде и заняться собственным бизнесом. В феврале 2019 г. Акопян, Зайончковский и два их сослуживца зарегистрировали одноименную компанию «Преактум». Задача была превратить успешный, но некоммерческий проект в прибыльный бизнес. В 2019 г. партнеры получили 3 млн руб. выручки.
В пандемию массовые мероприятия попали под запрет, а потенциальные клиенты заморозили непрофильные мероприятия и набор персонала. Но это не помешало «Преактуму» в 2020 г. нарастить выручку до 8 млн руб. и получить 2,5 млн руб. прибыли. Для этого им пришлось сильно изменить форматы конкурсов и найти заказчиков среди крупных корпораций.
Экономика конкурса
Ключевых форм конкурсов три: хакатон, идеатон и кейс-чемпионат, рассказывал ранее «Ведомостям» гендиректор компании Changellenge Андрей Алясов. Хакатоны позволяют заказчикам получить разработанный за 24–48 ч готовый продукт, идеатоны – много идей, а кейс-чемпионаты – глубоко проработанные решения задач-кейсов, говорит Алясов.
По словам Михаила Шатрова, руководителя Фонда развития интернет-инициатив по работе с регионами, конкурсы практикуются как для сбора свежих идей, так и для поиска перспективных специалистов.
Самые крупные конкурсы проводит государственная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей». Например, в 2021 г. в хакатоне «Цифровой прорыв» приняло участие почти 5000 человек. На финансирование 35 профессиональных конкурсов по федеральному проекту «Социальные лифты для каждого» с 2019 по 2024 г. бюджет выделил 11,5 млрд руб.
«Преактум» проводит около 10 конкурсов в год. Средний бюджет конкурса с 300 участниками составляет 1 млн руб. На разработку методологии и концепции конкурса уходит около 1–2 месяцев и 30% бюджета. На этом этапе нужно выяснить цели заказчика и придумать, как заинтересовать нужных заказчику кандидатов. Ключевое условие успеха конкурса – знать, что интересно молодежи, и уметь ее привлечь. Нужно, чтобы предложения были сформулированы не на корпоративном бюрократическом языке, а на языке молодежи, говорит Сергей. Нужно еще сформировать жюри, позаботиться об аренде зала, питании участников и членов жюри, трансфере и т. п.
На призовой фонд и рекламные кампании тратится 30 и 15% бюджета соответственно, еще по 10% – на зарплаты команды поддержки и цифровые продукты, которые позволят не терять кандидатов на разных этапах конкурсной воронки (чат-боты, автоматический обзвон, лэндинговые веб-страницы). Бюджет финального мероприятия составляет примерно 5% трат всего конкурса. В пандемию статьи расходов изменились – вместо кейтеринга появились расходы на трансляции на разных платформах, качественный звук и видео, говорят Сергей и Игнат.
Основные конкурсы – конкурс-акселератор предпринимательских проектов «Кубок Преактума» и конкурсы по решению кейсов, предложенных компаниями. В среднем заработок «Преактума» с одного конкурса составляет 200 000–250 000 руб., по оценкам «Ведомостей».
Без ректоров и вузов
Конкурсы для юных предпринимателей «Преактум», запущенные в 2016 г. в «Рыбаков фонде», начинались как ежегодные мероприятия, которые фонд проводил в сотрудничестве с 30 вузами. В них участвовали команды по пять-шесть человек из студентов, преподавателей и представителей администрации вуза. Сообща они придумывали несколько бизнес-идей и тестировали их жизнеспособность. Призовой фонд для тройки победителей составлял 1 млн руб. Конкурс обходился «Рыбаков фонду» недешево: вузы настаивали, чтобы гранты победителям составляли не менее 500 000 руб. (у вузов есть свои KPI по сумме грантов, полученных студентами), а также просили у «Рыбаков фонда» выделить им дополнительные средства на развитие команд. А в команды часто попадали немотивированные студенты, рассказывает Акопян.
11,5 млрд руб.
из федерального бюджета выделено на финансирование 35 профессиональных конкурсов по федеральному проекту «Социальные лифты для каждого» с 2019 по 2024 г.
Сергей и Игнат решили обойтись без вузов и с помощью таргетированной рекламы стали выходить напрямую на студентов и предлагать им поучаствовать. Любой студент мог сформировать свою команду. Студенты не просили денег на развитие команды и были готовы соревноваться даже за скромные призы в 100 000–200 000 руб., рассказывает Сергей. К концу 2018 г. число конкурсантов «Преактума» составило 13 000 человек. Однако возникло затруднение: без вузовских преподавателей и администраторов некому было помогать студентам разрабатывать и тестировать проекты и следить за их развитием.
«Преактуму» пришлось разработать цифровую платформу для поддержки конкурсантов. С ее помощью можно найти недостающих членов в команду, сравнить идею с идеями конкурентов, следить за их прогрессом, научиться навыкам, необходимым начинающим предпринимателям, и получить советы экспертов. Также платформа автоматически отслеживает метрики проектов и собирает информацию о работе студентов. В общей сложности разработка заняла два года. Игнат и Сергей говорят, что «Рыбаков фонд» потратил на нее несколько миллионов рублей.
После того как «Рыбаков фонд» предложил сотрудникам «Преактума» стать самостоятельными, он получил 15%-ную долю в ООО «Преактум».
Охотники за головами
По наблюдениям Сергея и Игната, лишь один из 10 студентов-конкурсантов начал свой бизнес – остальные стали работать по найму. Конкурсы собирают вокруг себя аудиторию участников с предсказуемым и нужным нанимателям набором качеств, продолжают они. Представители кадрового холдинга Ancor сообщили, что у него есть отдельное подразделение для организации молодежных конкурсов с целью подбора кадров для заказчиков. Яна Ксендзовская, специалист по работе с партнерами Ancor, говорит, что конкурсы требуют больших ресурсов, но заказчик получает замотивированных, лояльных к компании молодых специалистов с горящими глазами.
Сергей и Игнат начали переговоры с компаниями, которые искали инициативных и предприимчивых молодых сотрудников. Вычислить такие компании просто – это те, у которых есть программы подготовки лидеров, говорит Игнат.
Первым заказчиком «Преактума» стала PepsiCo. Она несколько раз участвовала в «Кубке Преактума», где ее эксперты входили в жюри и оценивали проекты студентов. Компании было важно повысить узнаваемость бренда PepsiCo среди целевой аудитории, говорит Алена Шевнина, специалист по развитию бренда работодателя. Компания регулярно проводит похожие мероприятия при отборе сотрудников в лидерскую программу PepsiCo BreakOut.
Вторым заказчиком «Преактума» стала сеть «Спортмастер». Ей было нужно рассказать студентам, что «Спортмастер» – перспективный работодатель для цифровых маркетологов, аналитиков и IT-специалистов, результатами сеть довольна, сообщил представитель ритейлера.
Банк «Точка» участвовал в «Кубке Преактума», чтобы изучить, как молодежь проявляет себя в бизнес-проектах, говорит Антон Шкуратов, директор по развитию нового бизнеса банка. У «Точки» нет цели найти среди участников бизнес-партнеров, но, в принципе, банк готов инвестировать в подходящие проекты, продолжает Шкуратов.
С 9 июня по 16 июля 2021 г. проходил конкурс «Самолет Urban Challenge» среди школьников, живущих в микрорайонах, отстроенных «Самолетом». Его организовывал «Преактум». Цель конкурса – донести до жителей, прежде всего школьников, что они могут решать проблемы микрорайона, улучшать свою жизнь и жизнь соседей с помощью собственных проектов, говорит представитель группы «Самолет». На конкурс зарегистрировалось 68 участников, из которых проекты прислали 11. Хороший показатель для ребят, прежде не имевших никакого опыта участия в проектных конкурсах, считает представитель группы «Самолет».
В 2020 г. Игнат и Сергей с помощью конкурсов закрыли около 100 вакансий для молодых специалистов в компаниях-заказчиках. Резюме конкурсантов автоматически формировались платформой «Преактум» по результатам разработанного и выполненного бизнес-проекта. Но в пандемию набор креативной молодежи был заморожен.
Зубная паста и роботы
Зато предприятия заинтересовались цифровой платформой «Преактума». За два года она обросла множеством функций: образовательными курсами по управлению проектами, шестинедельной акселерационной онлайновой программой для конкурсантов и т. п. Несколько компаний захотели использовать платформу в своих программах корпоративной благотворительности и акселераторах. Предприниматели продали три лицензии. Но считают этот бизнес невыгодным и хлопотным – в компании всего восемь сотрудников, а поддержка платформ по лицензиям требует времени и внимания, говорят они.
С октября 2020 г. Дальневосточный федеральный университет использует лицензию на платформу «Преактум» для «Дальневосточного старта». Это интерактивная образовательная программа, которая помогает молодым предпринимателям и студенческим стартапам начать бизнес на Дальнем Востоке без необходимости уезжать в другие регионы, рассказывает Дмитрий Боровиков, заместитель проректора ДВФУ и директор технопарка «Русский». К платформе должны были подключаться другие вузы, она нужна была для контроля результатов команд и общения наставников с командами, организации образовательных курсов.
Незадолго до пандемии Сергей и Игнат запустили новый вид конкурсов – «предпринимательский кейс», благодаря которым компании могут получить решения текущей конкретной задачи. Первыми заказчиками стали компании Splat и Promobot. На конкурсе участники адаптировали под иностранные рынки письма основателя Splat Евгения Демина из каждой пачки зубной пасты. Для Promobot школьники и студенты на конкурсе придумали 10 вариантов роботов, в том числе робота-охранника, консьержа, отельера, робота-учителя и компаньона для пожилых людей. Тогда же участники конкурса предложили сделать робота-дезинфектора – и Promobot реализовал эту идею в начале пандемии в 2020 г., говорит директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев.
Цифровая почта
Проблема нанимателей – молодежь плохо представляет, как выглядит повседневная работа на тех или иных должностях и как строится общение с коллегами. Столкнувшись с реальностью, они уходят из компаний еще во время испытательного срока. Значит, надо организовать предварительное онлайновое знакомство молодежи с рабочими процессами в компаниях, решили Акопян и Зайончковский.
Так у «Преактума» появилась новая идея – виртуальные стажировки. Игнат и Сергей обратили внимание на австралийский стартап The Forage, который собирал тестовые задания разных компаний и снимал видео с их реальными сотрудниками. Основатели стартапа провели интервью с представителями крупных компаний и сделали симулятор рабочего дня – виртуальную стажировку.
Запуск виртуальной стажировки занимает около месяца. Ее разрабатывают профессиональные сценарист и методолог (штатные сотрудники «Преактума»). Виртуальная стажировка продается по подписке – от 50 000 руб. в месяц.
Первым и пока единственным покупателем виртуальных стажировок стала «Почта России», которая в апреле 2021 г. заказала «Преактуму» организацию конкурса для молодежи. Задание для участников – придумать дополнительные продукты и сервисы для сети почтовых отделений. Почта также хотела показать студентам, что она современный оператор электронной коммерции, решающий творчески интересные задачи. Акопян и Зайончковский предложили совместить конкурс с новым форматом – виртуальной стажировкой. Пилотный проект был запущен в Великом Новгороде в апреле 2021 г.
Из 100 прошедших отбор кандидатов стажировку завершила половина. Но на долю этой половины приходится 90% разработанных на конкурсе решений. Большинство участников конкурса продолжают обучение в вузах, поэтому постоянное трудоустройство не обсуждалось. Но возможна частичная занятость некоторых студентов, говорит Игорь Пустозеров, руководитель Центра развития социальных профориентационных проектов корпоративного университета «Почты России».
За счет продажи цифровых продуктов – онлайновых вариантов конкурсов и виртуальных стажировок – «Преактум» надеется по итогам 2021 г. нарастить выручку до 16 млн руб. Студенты хотели бы вернуться к офлайновым конкурсам, но этого не хотят заказчики. Никто не готов вкладывать деньги в мероприятия, которые могут отмениться за один день, поясняет Акопян.