Почему в России работники редко предлагают инновации на рабочем месте

И что не так с развитием внутреннего предпринимательства в российских компаниях
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В российских компаниях есть условия для внутреннего предпринимательства и инноваций, предлагаемых сотрудниками, показал недавний опрос 4163 респондентов из репрезентативной выборки населения в возрасте 18–65 лет, проведенный Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики. Более половины респондентов опроса (55%) признали, что могут свободно высказывать на работе свои предложения, в том числе непосредственно руководству предприятия (47%).

Но на самом деле, пишут авторы исследования, инновационный процесс в компаниях буксует. Лишь 6,3% работников за последние три года предлагали идеи по улучшению бизнес-процессов или качества продукции. В реальности – даже меньше: 40% от этой доли – «институциональные инноваторы», разработка и предложение усовершенствований предусмотрены их должностными обязанностями. Только оставшиеся 60% – «инноваторы-добровольцы», которые предлагают инновации по собственной инициативе.

«Ведомости» выясняли причину происходящего и спросили у 15 крупных российских компаний, как у них организован процесс сбора идей сотрудников, как они поощряют своих сотрудников подавать рацпредложения и что делается для того, чтобы воплотить в жизнь новые идеи. На вопросы ответили производственные компании, ритейлеры, телекоммуникационные компании и банки. Чтобы разобраться в ситуации, мы поговорили также с экспертами.

Низы не ведают, верхи не хотят

Исследование ИСИЭЗ показало, что работники не всегда знают, что нужно их компании, и предлагают идеи, касающиеся непосредственно их работы. Поэтому 75% от общего числа инноваторов вносят идеи по усовершенствованию производственных или бизнес-процессов. Вдвое реже встречаются предложения по улучшению существующих товаров и услуг (41%).

Чаще всего инновационные предложения высказывают сотрудники, которые занимаются непосредственно разработкой новых технологий, замечает Оксана Кухарчук, член правления и вице-президент по управлению персоналом группы компаний «Элемент». Но предприятие, говорит она, старается мотивировать всех своих сотрудников на подачу новых интересных идей и проводит специальные конкурсы бизнес-идей, где работники могут представить свои проекты и наработки. Все участники проектов получают премии.

Однако у инноваций, предложенных сотрудниками, есть свои ограничения. Поток идей может быстро иссякнуть, даже если заявки подадут за год сразу 100 человек, говорит Дмитрий Калаев, директор акселератора Фонда развития интернет-инициатив. Скорее всего, из этих идей пригодятся 2–3, а чтобы сотрудники придумали опять что-то новое, должно пройти время, поясняет он.

Когда же компании нуждаются в революционных продуктах и прорывных идеях, они обычно обращаются за помощью не к внутренним сотрудникам, а к инновационным технологическим стартапам, которые могут такие идеи предложить, говорит Калаев. По его словам, в большинстве случаев существующие в компаниях решения и бизнес-модели являются прямыми конкурентами новых подходов и компании просто сами не дают «взлететь» новым технологиям внутри организации. Кроме того, продукт, предлагаемый стартапом, нередко обходится дешевле, так как он уже создан, а любая идея сотрудника предполагает разработку продукта с нуля. Скорее всего, даже для создания минимального жизнеспособного продукта (MVP) понадобятся год и дополнительные инвестиции, объясняет Калаев.

75%

сотрудников компаний, предлагающих нововведения, вносят идеи по усовершенствованию производственных или бизнес-процессов, с которыми знакомы, выявил опрос Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ

Все это не работает

По мнению авторов исследования, низкая активность работников в предложении нововведений связана с недостатками системы инновационного менеджмента в российских организациях. Только 19% респондентов отметили наличие в организациях руководителя или подразделения, ответственного за новые идеи и инновации, а 18% – наличие механизма для сбора идей. О финансовом или ином стимулировании рацпредложений сообщили 16%. И только каждый пятый (22%) согласился с тем, что руководство поощряет самоорганизацию работников в группы для решения нестандартных задач.

Например, группа компаний «Черкизово» регулярно проводит сбор идей сотрудников, но системно инновационный менеджмент в компании пока не ведет, говорит представитель компании. По его словам, сейчас доля реализованных идей сотрудников невелика, но компания рассчитывает, что по мере развития системы мотивации сотрудники будут чаще делиться своими инновационными идеями и эти идеи будут чаще воплощаться в жизнь.

Интерес российских компаний к инновациям в последние годы растет, констатирует Дмитрий Позднышев, директор, руководитель группы инноваций в СНГ компании EY. Но в основном инновационная активность компаний направлена на сотрудничество с технологическими стартапами, на сбор идей сотрудников тратится меньше усилий, замечает он.

31%

российских компаний внедряют инновации, чтобы защитить свое положение на рынке, показало исследование консалтинговой компании KPMG

Между тем сбор идей сотрудников требует большой вовлеченности топ-менеджеров и создания механизмов реализации этих идей. Во многих российских компаниях топ-менеджмент сначала вовлекает в процесс сбора рацпредложений сотрудников, но часто думает, что это будет быстро и легко. А на деле выясняется, что нужно совершить множество организационных действий, на которые компания не готова решиться, к примеру создание нового юрлица, говорит Позднышев. Важно также, подчеркивает он, чтобы в компании была развита культура провала, понимание, что не любая идея ведет к успеху. Передовые крупные российские компании сейчас создают такую культуру, но она еще не везде привилась.

В России система сбора и внедрения идей сотрудников работает пока преимущественно в компаниях, где первое лицо очень интересуется системой бережливого производства с непрерывным процессом улучшения производственных процессов и от него идет сигнал всем нижестоящим управленцам, говорит Александр Забузов, руководитель группы по оказанию услуг в области управления персоналом и изменениями KPMG в России и СНГ. По его словам, в таких компаниях обычно есть выделенные менеджеры, в KPI которых включен показатель по числу поданных рацпредложений, поэтому они заинтересованы в сборе идей.

Но есть островки надежды

Есть отрасли российской экономики, где система инновационного менеджмента сейчас быстро развивается. В кризис, говорит Калаев, быстрорастущие компании – лидеры рынка увидели новые ниши для роста и, чтобы выйти в них, стали уделять больше внимания инновациям. Все опрошенные «Ведомостями» эксперты сошлись в том, что лидерами в инновационной сфере можно считать банки, промышленные компании, ритейлеров, телекоммуникационные компании.

Например, X5 Group заявила, что создала многоуровневую систему сбора и проработки инновационных идей, куда входят и поиск новых идей, и всесторонняя проработка идей и гипотез, и программа внутреннего корпоративного предпринимательства. Иван Мельник, директор по инновациям X5 Group, рассказывает, что акселератор внутреннего корпоративного предпринимательства компании X5 Idea Challenge провел уже два набора, во втором наборе было собрано 362 идеи, из которых члены жюри выбрали 81 для стартового интенсива. Во время самого интенсива они отберут из них 40 идей, которые пройдут в основную программу.

Мельник уточняет, что по результатам первого набора профинансировано 15 пилотов. Опыт показал, что прорывные идеи и решения позволяют собирать именно системная работа с группой внутренних предпринимателей, мозговые штурмы и системное обучение сотрудников инновационному мышлению.

Мельник рассказывает, что по мере развития компании и выхода ее в новые ниши рынка расширяются также предложения сотрудников. Например, в текущем наборе корпоративного предпринимательства 63% идей связано с оптимизацией существующего бизнеса, а 37% – с новыми продуктами и бизнес-направлениями.

А в «Сбере» уже с 2018 г. работает внутрикорпоративный акселератор SberUp, рассказывает Наталья Магидей, управляющий директор SberX и руководитель стартап-экосистемы «Сбера». По ее словам, для подачи заявки в акселератор любой сотрудник, у которого появилась новая идея, может заполнить анкету – описать свою идею и проблему, которую она решает, рынок, конкурентов, все то, что может раскрыть ее потенциал и доказать ее жизнеспособность.

Каждый год, говорит Магидей, более 1000 сотрудников предлагают идеи собственных стартапов. Из этих заявок отбирается 30 лучших идей, команды которых проходят через несколько этапов интенсивной работы в акселераторе: от определения целевой аудитории своего проекта до создания MVP, его упаковки и продажи будущим заказчикам. По итогам прошлых отборов в «Сбере» заметили, что свои идеи предлагают как IT-специалисты, так и юристы, специалисты по подбору персонала, логисты и бухгалтеры.

Промышленные компании тоже не отстают. Например, в 2020 г. вовлеченность сотрудников в подачу идей на Череповецком металлургическом комбинате, который входит в «Северсталь», составила 54%, всего было подано 35 204 идеи, а реализовано из них 25 411, потенциальный экономический эффект составил 4,5 млрд руб., рассказывает представитель металлургического гиганта. При этом за принятые в работу идеи «Северсталь» начисляет сотрудникам баллы, которые можно обменять на подарки в магазинах – партнерах программы, использовать для оплаты полисов ДМС, путевок в медцентр или обедов в столовой, а также перевести в благотворительный фонд центра сбора и реализации предложений сотрудников «Фабрика идей». За одну идею можно получить до 500 баллов (если экономический потенциал идеи составляет более 2 млн руб., ее автор получит 100 баллов за авторство, 100 баллов за реализацию и еще 300, если выиграет конкурс на лучшую идею в подразделении). При этом денежное вознаграждение получают только авторы новых организационных и технических решений со значимым экономическим или техническим эффектом и лишь после реализации этих идей.

О наличии программ сбора и реализации идей сотрудников «Ведомостям» также сообщили телекоммуникационные компании «Мегафон» и МТС, ритейлеры «Магнит» и «Вкусвилл», «Тинькофф банк» и предприятие «Микрон» (входит в АФК «Система»).

Варвара Гранкова