Рядовыми сотрудниками овладел дух предпринимательства

Каковы их шансы заработать на своем деле
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Менеджер по продажам из Чебоксар Руслан Керимов решил стать предпринимателем от безденежья. В Чебоксарах он работал в МТС и получал 22 000 руб. в месяц, потом в надежде на лучшую жизнь переехал в Москву, устроился в фирму «Консультант плюс», но заработки его выросли всего до 50 000 руб. в месяц. В интернете ему попались печенья с предсказаниями, и он решил, что продажи такого необычного товара помогут ему хорошо заработать. В 2014 г. Керимов зарегистрировал ИП и стал искать поставщиков печенья. Компания из Нижнего Новгорода предлагала печенье «Корпорация удачи», Керимов не стал наводить справки о продукте и подумал, что в любом случае везти печенье из Нижнего Новгорода в Чебоксары, между которыми 200 км расстояния, будет дешевле, нежели из других городов. Но, получив заказ, Керимов прочитал на упаковке, что печенье произведено в Москве. Керимов написал на фабрику и договорился о прямых поставках по ценам в несколько раз ниже. Керимов признает, что совершал ошибки, многому пришлось учиться с нуля.

Недавний опрос сотрудников компаний с оборотом более 100 млн руб. в год, проведенный компанией «Альфастрахование», показал, что 63% сотрудников хотят иметь собственный бизнес. Из них 26% хотят непосредственно руководить собственным делом, а 30% готовы вложить сбережения в перспективный стартап как соучредители. 7% респондентов сообщили, что сейчас разрабатывают бизнес-план для собственного проекта.

Мало зарплаты

Желание заняться своим бизнесом – не от хорошей жизни: сотрудники мечтают о независимости и хотят быть сами себе начальниками (42%) или стремятся больше зарабатывать (23%). 19% хотят попробовать себя в новой сфере, а 9% устали от офисного графика. Чаще всего сотрудники хотят разрабатывать мобильные приложения, заниматься автоматизацией. Другие популярные идеи – открыть дизайн-студию, салон красоты, парикмахерскую или ателье. О производственной деятельности наемные сотрудники думают реже – нужен значительный стартовый капитал и много времени на раскрутку. Многие стартаперы из числа рядовых сотрудников продолжают днем работать на своей обычной работе, а по вечерам занимаются бизнесом, рассказывает венчурный инвестор Александр Румянцев.

Программист из Новосибирска Иван Чупахин работает на постоянной основе в небольшой IT-компании, а по вечерам вместе с женой Надеждой, которая находится в декрете, принимает заказы на носки с яркими рисунками, ведет переговоры с магазинами. Идея – Чупахиных, эскизы – знакомого дизайнера. Производит носки носочно-чулочная фабрика в Татарстане. В 2017 г. супругам удалось заработать на цветных носках 300 000 руб. Чупахин не собирается оставлять ради бизнеса основную работу, но рад дополнительному заработку. Опрос «Альфастрахования», проведенный в 2017 г., показал, что 23% рядовых сотрудников помимо своей основной занятости подрабатывают за гонорары. В опросе этого года только 8% респондентов ответили, что для поддержания семейного бюджета им достаточно подработки и о полноценном бизнес-проекте они не задумываются.

Не тягаться с топ-менеджерами

Однако, начиная бизнес, сотрудники попадают из огня в полымя. У стартапов, основанных простыми людьми, мало шансов на выживание, говорят венчурные инвесторы: недостаточно опыта и знаний, нет денег на раскрутку бизнеса или связей в госорганах.

Среди новых стартапов, появляющихся на рынке, подавляющее большинство создано именно менеджерами среднего звена, рядовыми сотрудниками и даже студентами, рассказывает Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково». Такие предприниматели, говорит он, не обладают достаточным управленческим и финансовым опытом, совершают множество ошибок и обычно разоряются через полгода после открытия компании. Значительно больше везет топ-менеджерам – их стартапы более устойчивы, потому что основатели имеют опыт управления бизнесом и хорошие финансовые возможности.

Опрос «Альфастрахования» показал, что только 3% опрошенных сотрудников имеют помимо постоянного места работы собственный бизнес, который уже окупился и приносит стабильный доход.

После неудач с бизнесом прежняя работа по найму представляется в другом свете. Алексей Лапшин, основатель столярной мастерской «Мастер Карло», выпускающей скворечники, еще в 2014 г. зарабатывал 2,5 млн руб. в год. К 2017 г. выручка упала до 1 млн руб. в год. Лапшин признается, что, если выручка будет и дальше сокращаться, ему придется вернуться на работу в офис. Многие предприниматели из числа рядовых сотрудников после разорения вновь возвращаются к работе по найму, подтверждает Полехин.

Взять упорством

Тем не менее часть сотрудников решительно увольняется с надоевшей работы, невзирая на все риски. Виктор Ходанов, сооснователь компании «Энерджи поинт» (производит капсулы для сна), работал раньше в милиции. Молодой человек вспоминает, что чувствовал себя винтиком в системе. Ему не нравилось, что ему не дают проявлять инициативу, а перспективы профессионального роста на службе казались неясными. Став предпринимателем, он на пять лет потерял в доходах, но не жалеет об этом. Главное преимущество предпринимательства перед работой по найму, по его мнению, в том, что у предпринимателя всегда есть перспективы роста. Найти пути развития можно, даже если денег в кассе совсем не осталось, говорит Ходанов.

У рядового сотрудника или среднего менеджера есть шанс стать успешным предпринимателем, если он готов рисковать и работать по 60–90 часов в неделю, считает Румянцев. У топ-менеджеров, замечает инвестор, есть деньги, чтобы развивать стартап, но им часто не хватает упорства и амбиций. У рядового сотрудника, наоборот, нет лишних денег, но, если он готов много работать, инвесторы оценят его усилия, говорит Румянцев.

Инкубатор идей

Рядовые сотрудники IT-компаний или IT-служб часто открывают компанию в той же сфере. Типичные профили – разработка приложений или внедрение информационных систем. Очень часто свежеиспеченные стартаперы заимствуют разработки прежнего работодателя, рассказывает Румянцев. По его словам, крупные работодатели пытаются бороться с утечкой кадров и идей, развивая предпринимательскую культуру. Они, например, проводят конкурсы на лучшие IT-проекты сотрудников, а потом выделяют ресурсы для выполнения этих проектов. Например, в сентябре сотовый оператор «Вымпелком» вместе с Фондом развития интернет-инициатив запустил корпоративный бизнес-инкубатор для сотрудников компании. Стартапу победителя, по данным компании, обещаны стартовые инвестиции в 1 млн руб. и возможность реализовать проект в компании. Речь идет о проектах в области высоких технологий. По результатам отборочных этапов «Вымпелком» получил 217 заявок от сотрудников и 36 проектов прошли в программу акселерации.

Замир Шухов, гендиректор и партнер венчурного фонда Global Venture Alliance, говорит, что проблема очень распространена и многие работодатели пытаются всеми силами удержать сотрудников, мечтающих о предпринимательстве. Они начинают развивать внутреннее предпринимательство в компании. По словам Шухова, за последний год растет число заказов от работодателей на организацию корпоративных мастер-классов по основам предпринимательства. Цель учебы – дать желающим пошаговую инструкцию создания инновационного стартапа в составе компании-работодателя.

Улучшить условия

Рядовые сотрудники все чаще думают о предпринимательстве не потому, что мечтают об инновациях, – просто за последние годы они устали от перегрузок и суетной жизни больших корпораций, полагает Андрей Сафанюк, директор по персоналу компании Obi. Он считает, что в этой ситуации компании должны не инкубаторы для проектов сотрудников устраивать, а думать, как улучшить условия труда и повысить лояльность сотрудников. Сафанюк рассказывает, что в Obi сейчас запущен пилотный проект по переводу части служащих отдела персонала на дистанционную работу, теперь один день в неделю они могут работать из дому. Из пилотного проекта исключены только бухгалтеры, рассчитывающие заработную плату, потому что доступ к системе бухгалтерского учета нельзя получить из дому. По мнению Сафанюка, подобные меры уменьшают напряжение и повышают лояльность сотрудников, удерживая их в компании.

Варвара Гранкова