Почему следует отказаться от использования файлов cookie

Много лет компании используют файлы cookies, чтобы следить за поведением клиентов онлайн. Но этот подход устарел
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Cookies (небольшие текстовые файлы, которые хранятся в браузере и отслеживают посещения сайтов пользователем) предоставляют богатые данные, которые помогают брендам изучать клиентов и формировать для них целевые предложения. Но у такой персонализации есть своя цена: клиенты все больше задумываются о том, кто собирает эти данные, какая часть их поведения отслеживается, что компании делают с этой информацией и кому они ее продают.

Так, недавний отчет Pew показал: 79% американцев обеспокоены тем, как компании используют их данные. 41% американских потребителей регулярно удаляют cookies, а у 30% установлен блокировщик рекламы. Новые законы тоже отражают этот рост недоверия. Один из самых известных законов, в которых идет речь о cookies, – европейский Общий регламент по защите данных (GDPR) 2018 г., существенно расширивший требования к конфиденциальности. В последние годы европейские регуляторы и вовсе начали выступать за полный запрет таргетирования, а разработчики Google Chrome заявили о планах полностью прекратить поддержку сторонних cookies к 2022 г.

Эпоха cookies подходит к концу. Это не значит, что компаниям придется отказаться от персонализации, – просто пришло время для нового, лучшего подхода.

Как воспользоваться преимуществами таргетирования на основе данных, избежав при этом проблем с конфиденциальностью, связанных с cookies? Это можно сделать благодаря концепции получения данных «из нулевых рук». В отличие от данных из третьих рук, которые компании пассивно собирают через файлы cookies и используют для обобщенного демографического анализа, данные «из нулевых рук» – это информация, которую клиенты предоставляют сами, целенаправленно и проактивно.

Многие бренды начали использовать такие механизмы, как опросы, анкеты, розыгрыши и интерактивные истории в социальных сетях, чтобы с явного согласия пользователей собирать их данные и получать максимально конкретную информацию об их предпочтениях. Клиентам такой метод дает контроль и прозрачность в вопросе о том, какие именно данные получает компания, а бизнесу – доступ к самой полезной информации, позволяющей формировать эффективные персональные предложения.

Главный недостаток cookies – это не персонализация как таковая, а то, что они не учитывают требования конфиденциальности, а также далеко не всегда дают полезную информацию клиенту или бизнесу.

Клиенты не против получать рекламу и предложения о продуктах, которые соответствуют их потребностям, но они не хотят, чтобы бизнес собирал их данные непрозрачным и небезопасным способом, а затем продавал тому, кто предложит за них большую цену. Данные «из нулевых рук» позволяют клиентам контролировать, какой информацией они делятся и с кем, что одновременно способствует и прозрачности, и более эффективной персонализации.

Например, я как вице-президент платформы корпоративного маркетинга Cheetah Digital работал с компанией, которая еще в начале 2018 г. перешла от традиционного таргетирования к стратегии на основе данных «из нулевых рук». За три года эта компания провела более 300 опросов, задействовав 750 000 уникальных пользователей и собрав более 15 млн единиц данных. Клиенты добровольно рассказывали, какие продукты хотят купить, сколько готовы на это потратить, через какие каналы предпочли бы их покупать и когда хотят совершить покупку. На основе этих подробных данных компания разрабатывала динамические персональные электронные письма и sms.

Компании удалось достичь открываемости сообщений в 50% и показателя CTB (Click-To-Buy, конверсия посетителя в покупателя) около 20%, что соответственно на 250 и 33% больше, чем было в предыдущих кампаниях на основе cookies. Кроме того, на основании собранных данных маркетологи выделили больше 50 очень точных сегментов аудитории для рекламных кампаний и добились показателей вовлеченности в среднем в 5,7 раза выше, чем в кампаниях с таргетированием от Google и Facebook (которые в первую очередь используют данные cookies).

Согласно недавнему отчету Forrester, к концу 2021 г. каждый четвертый директор по маркетингу начнет использовать данные «из нулевых рук». Множество больших и маленьких компаний уже провели такие реформы. Они пересмотрели свои маркетинговые кампании и вместо таргетинга на основе cookies используют теперь подробные данные, предоставленные клиентами добровольно.

Может показаться, что это лишь небольшое техническое изменение, но оно отражает фундаментальный сдвиг в отношении компаний к данным своих клиентов. Данные «из нулевых рук» – не просто новый прием для таргетированной рекламы или рассылок, а новый этап во взаимодействии бизнеса со своими самыми ценными заинтересованными лицами – клиентами.

Об авторе: Тим Гломб – вице-президент по контенту и данным в компании Cheetah Digital и основатель Audience Sherpa, Бренд-маркетолог с 20-летним стажем

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь