Чему компании собираются учить своих руководителей в 2021 году

В пандемию компании обнаружили, что их руководителям не хватает многих навыков
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В 2020 г. многие компании в авральном режиме меняли управленческие и организационные процессы, от скорости изменений напрямую зависели издержки и дальнейшая судьба бизнеса. Быстрые перемены потребовали от руководителей новых компетенций и навыков. И компаниям пришлось пересмотреть приоритеты в обучении сотрудников и руководителей.

Московская школа управления «Сколково» опросила 123 представителей (в основном менеджеров по персоналу) крупных и средних российских компаний с численностью персонала более 1000 сотрудников из финансового сектора, телекоммуникационной отрасли, металлургии, а также из химической и пищевой промышленности и из сферы недвижимости. 56% средних и 76% крупных компаний заявили, что планируют продолжать обучение руководителей в 2021 г.

Основные заботы опрошенных компаний в текущем году – цифровая трансформация (69% респондентов сочли ее важнейшей задачей), снижение издержек и повышение операционной эффективности (50%), а также обеспечение бесперебойной работы в условиях продолжающейся пандемии (34%). Во время пандемии компаниям пришлось работать в условиях полного закрытия и только на существующих ресурсах, говорит Денис Конанчук, директор департамента корпоративного обучения Московской школы управления «Сколково». Менеджерам пришлось управлять удаленными и гибридными командами, собранными из сотрудников разных специальностей из разных подразделений, и даже фрилансеров.

По мнению респондентов «Сколково», руководители, которые займутся повышением операционной эффективности и цифровыми реформами, должны уметь внедрять изменения (этот навык считают самым важным 67% респондентов), управлять командами, состоящими из сотрудников разных подразделений (61%), и будут разбираться в цифровых технологиях (54%). А тех, кто не умеет, корпорации будут учить.

Сначала цифра

«Сбер» в первую очередь будет обучать менеджеров цифровым технологиям. Он ввел новую программу «Искусственный интеллект для руководителей» и «Программу обучения руководителей в области цифровых технологий» (совместно с Imperial College London), рассказывает Наталья Дудина, старший вице-президент и руководитель блока HR «Сбера». По ее словам, недавно стартовал также набор на новую очную программу для руководителей Digital Strategy, преподавать будут топ-менеджеры «Сбера» и эксперты французской бизнес-школы INSEAD.

В «Сибуре» внедряются обновленные практики работы руководителя и для более 1500 менеджеров разных уровней проводятся обучающие модули по управлению и новым практикам. Программа запускается вместе с развитием цифрового личного кабинета менеджера и каждый обучающий модуль (а они запускаются каждый месяц), повышает эффективность работы руководителя со своими сотрудниками в цифровом корпоративном сервисе, рассказывает Марина Деревлева, руководитель корпоративного университета «Сибура». По ее словам, таким образом менеджер учится управленческим практикам и его обучение параллельно поддерживается цифровым сервисом, в котором он отбирает и нанимает сотрудников, ставит цели и оценивает эффективность, направляет сотрудников на обучение и обучается сам. Это позволяет закрепить на практике приобретенные знания, проанализировать в цифровом кабинете эффективность обучения и в конечном счете повысить эффективность работы команды.

«Росатом» и «Почта России» обучают руководителей всех уровней основам цифровой культуры и процессам цифровых преобразований. Обучение руководителей (так называемых цифровых лидеров) в корпоративной академии «Росатома» проходит по методикам agile, говорит Юлия Ужакина, гендиректор корпоративной академии. По ее словам, руководители могут посещать производственно-технологические клубы «Цифровые сезоны», программу «Путь клиента», технические тренинги, открытые лекции руководителей бизнеса.

«Почта России» в 2020 г. разработала совместно с Университетом 2035 программу «Клик» для подготовки топ-менеджеров, руководителей команд, которые должны стать активными проводниками изменений при реализации цифровой стратегии «Почты России», объясняет Юлия Чередникова, руководитель корпоративного университета «Почты России».

Большие организации консервативны и неповоротливы, им требуется время, чтобы поменять мышление руководства, а упускать время сейчас нельзя, можно сильно отстать от конкурентов, вот все и занялись обучением менеджеров цифровым технологиям, говорит Александр Рагиня, исполнительный директор школы бизнеса «Синергия».

Многие компании признаются, что еще год назад не представляли себе темпов цифровизации в пандемию. Представитель Х5 Retail Group говорит, что пандемия в разы ускорила цифровизацию. Как следствие, от руководителей теперь требуется более глубокое понимание цифровых метрик и дашбордов (визуальных панелей бизнес-показателей), процессов электронной коммерции. В 2020 г. на четырех факультетах «цифровой академии» Х5 Retail Group отучились более 450 человек, сообщил представитель сети.

Управлять командой

Большинство опрошенных «Ведомостями» компаний говорили, что начиная с 2020 г. обучают руководителей кросс-функциональному взаимодействию и навыкам работы с удаленными сотрудниками. Курсы по управлению удаленными и распределенными командами есть у «Газпром нефти», «Почты России», Райффайзенбанка, Альфа-банка, «Ростелекома». Альфа-банк, например, запустил программу «Виртуальный менеджмент», которая учит эффективно работать вне зависимости от формата – очного, дистанционного или смешанного, говорит Марат Исмагулов, директор по персоналу Альфа-банка.

5,3 млн

новых рабочих мест может появиться в мире к 2030 г. благодаря повышению квалификации сотрудников, утверждается в совместном докладе PwC и ВЭФ «Повышение квалификации кадров ради всеобщего процветания», опубликованном в январе 2021 г.

В «Росатоме» продолжаются учебные программы по повышению эффективности удаленных команд, запущенные в 2020 г., тем более что корпорация приняла решение о внедрении удаленного и смешанного форматов работы на постоянной основе, говорит Ужакина. Однако главная тема тренингов 2021 г. уже не принципы управления удаленными командами, а обеспечение сопричастности, говорит Оксана Кармишина, директор департамента кадровой политики «Росатома».

«Северсталь» в 2020 г. кардинально обновила систему корпоративного обучения, рассказывает представитель компании. По его словам, теперь для каждого уровня руководителей создана своя учебная программа. Линейные менеджеры учатся навыкам управления командами, управления изменениями, управления вовлеченностью, а также коммуникациям. Топ-менеджеры будут учиться стратегии, управлению эффективной командой, анализу проблем и выявлению важнейших.

Пандемия доказала эффективность гибких кросс-функциональных команд для компаний: они быстрее реагируют на изменения, быстрее перестраиваются и находят нужные рынку решения, говорит Федор Федоров, исполнительный директор бизнес-школы «Мирбис».

Сами руководители отдают себе отчет, каких навыков и знаний им не хватает. 62% респондентов «Сколково» заявили, что хотели бы научиться создавать эффективные команды, 51% – управлять кросс-функциональным взаимодействием, 47% – управлять изменениями и цифровыми реформами.

В пандемию многим руководителям оказалось и психологически, и физически трудно управлять распределенными командами: стерлась граница между домом и работой, рабочим днем и свободным временем, пришлось виртуально руководить сотрудниками, с которыми они не были знакомы, рассказывает Федоров. Менеджерам стало понятно, что для управления командой сотрудников с разными специальностями и из разных подразделений нужно разбираться в том, что происходит в смежных подразделениях и во всей компании в целом. Поэтому, по словам Федорова, директора по персоналу хотят изучать финансы, финансисты – маркетинг и почти все менеджеры хотят изучать стратегический менеджмент.

Проблемы процесса

В пандемию бюджеты большинства крупных компаний на обучение остались такими же, как обычно, свидетельствует Конанчук. «Ростелеком» инвестирует в обучение сотрудников около 400 млн руб. в год, «Сибур» ежегодно тратит на обучение и развитие сотрудников до 2% фонда оплаты труда (ФОТ), «Росатом» – до 1,5% ФОТ, «Северсталь» – 0,8% ФОТ, Альфа-банк – 0,25% ФОТ.

Респонденты «Сколково» строят планы по корпоративному обучению руководителей в 2021 г., но признают, что их волнует ряд проблем учебного процесса. По данным исследования, 18% беспокоятся за эффективность онлайн-обучения, 15% озабочены вовлеченностью руководителей, боятся, что они не будут заинтересованы в учебе, а 13% сомневаются в эффективности учебных программ, в том, что отучившиеся менеджеры смогут затем применять полученные знания на практике.

Екатерина Барабанова, директор по развитию персонала «Ростелекома», рассказывает, что при составлении программ корпоративный университет ориентируется на потребности текущего момента, изучает показатели работы подразделения и отдельных сотрудников, данные о предыдущих образовательных проектах. На основе этих данных формируются метрики образовательного проекта. Нужно сначала выяснить, кто и чему конкретно должен учиться, после этого создаются программы и методики, поясняет Барабанова.

Чтобы заинтересовать руководителей учебой, их надо жестко оценивать после обучения, рассказывала ранее «Ведомостям» Елена Молл, директор Европейского центра подготовки руководителей. По ее мнению, оценка качества учебы по степени удовлетворенности сотрудников учебными программами ничего не дает. Например, в США, если руководитель не справился с результирующим заданием, он повторно учится за свой счет независимо от должности. На основании результатов экзаменов и тестов следует делать и кадровые выводы – вплоть до увольнений, говорит эксперт.