Зачем предпринимателю быть визионером

И что поможет сделать вашу компанию креативной
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Сохранить креативность во время кризиса тяжело. Но компании и предприниматели, которым это удастся, могут приобрести значительную выгоду. По статистике, во время кризисов и рецессий 14% компаний опережают как собственные исторические показатели, так и своих конкурентов, потому что инвестируют в новые направления развития. Вот несколько шагов, которые помогут сделать вашу компанию креативной:

1. Выделяйте время на размышления. Во время кризиса на руководителей и предпринимателей ложится огромная нагрузка, размышлять им некогда, но мы не сможем увидеть общую картину, а тем более подумать о будущем, пока не отступим на шаг назад.

Многие действуют на основе своих инстинктов (тех, что принято называть системой «бей – беги»). Эта система призвана помогать нам в сложных ситуациях – например, когда мы убегаем от хищника. Инстинкты сужают наше поле зрения. Но многие забывают о парасимпатической системе (системе «отдыхай и переваривай»), которая управляет нашим телом и умом, когда мы отдыхаем.

Вам тоже нужно создать такой ритм и найти баланс между действием и размышлением. Для этого глубоко и медленно дышите, не торопитесь во время еды, слушайте музыку и гуляйте без телефона.

2. Задавайте активные, открытые вопросы. Во время кризиса мы, скорее всего, не сможем быстро получить ответы на наши вопросы, поэтому особенно важно правильно их ставить. Сейчас на ум сами собой приходят пассивные вопросы, например: «Что с нами будет?». Но чтобы изменить события в свою пользу, нужно задавать активные вопросы: «Как нам создать новые возможности»?

Воображение позволяет нам выйти за пределы известного и поставить вопросы, которые помогут вам найти свежие идеи и подходы. Спросите себя, какие потребности клиентов и продукты сейчас выходят на первый план, чего вы еще не делаете для своих клиентов и почему они продолжают пользоваться вашими услугами.

3. Разрешите себе играть. Во время кризиса нужно быть серьезным и помнить о целях. Но когда нам тяжело, мы легко забываем, что люди умеют отвлекаться, играть и импровизировать. Вы можете найти новые необычные связи между идеями, если позволите себе отдохнуть и перестанете думать только о целях и эффективности.

Не всегда игра будет сразу приводить к полезным результатам, но во время игры можно потренировать воображение, импровизацию и открытость. Эти навыки очень важны, когда сталкиваешься с неизвестным.

4. Создайте систему для обмена идеями. Вам наверняка приходится экспериментировать с новыми подходами и придумывать что-то новое. Воображение бывает не только индивидуальным, но и коллективным. Разрешите вашим работникам обмениваться новыми, непродуманными идеями. Создайте площадки, где они смогут общаться на равных – без иерархии, отчетов, разрешений или экономических обоснований.

5. Ищите аномалии и неожиданности. Неожиданные факты подстегивают воображение. Наш ум везде ищет закономерности – и когда что-то не вписывается в наши представления, мы их меняем, а потом начинаем менять стратегию и тактику.

Чтобы решить новые сложные проблемы, изучите вашу компанию или стартап изнутри. Рассмотрите все случайности, аномалии и частности. Спросите себя: «Что из этого не вписывается в мои представления?» Погрузитесь в данные – и вам будет легче переосмыслить ситуацию и найти новые возможности.

6. Поощряйте эксперименты. Во время кризиса ресурсы ограничены, но все равно важно поощрять эксперименты, хотя бы и с минимальным бюджетом. Новые идеи бесполезны, пока они не испытаны в реальности.

Например, Оле Кирк Кристиансен, основатель компании Lego, сначала занимался строительством домов и производством товаров для дома: деревянных стремянок и гладильных досок. Но в 1930-е гг. началась Великая депрессия, люди перестали строить, и Кристиансену пришлось экспериментировать. Он попробовал заняться игрушками – и этот шаг оказался успешным. Но Кристиансен пошел на еще один эксперимент и начал выпускать игрушки из нового, революционного материала – пластика.

7. Не теряйте надежду. Топливом для воображения служат наши желания и стремление изменить мир к лучшему. В статистике есть термин «байесовское обучение»: нужно взять идею о статистическом распределении («априорную вероятность») и изменять его в свете новой полученной информации. Результат этого изменения будет зависеть от первоначальной идеи. По этой причине, если вы ждете худшего, ваш пессимизм может стать сбывшимся пророчеством. Поэтому постарайтесь избегать пессимизма и фатализма, которые могут погубить творческий дух компании.

В каждом кризисе есть семена новых возможностей. Многие компании, которым сейчас тяжело, обретут во время кризиса и после него вторую жизнь – если смогут выстоять и использовать свое воображение. Воображение может показаться ненужным излишеством, но это фундамент будущих успехов.

Об авторах: Мартин Ривз – старший партнер и управляющий директор офиса BCG в Сан-Франциско и председатель BCG Henderson Institute, аналитической группы BCG по маркетингу и стратегии; Джек Фуллер – менеджер проектов в BCG Henderson Institute, стипендиат Родса, изучал нейронауки и философскую теологию

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь