Почему женщины негативно относятся к конкуренции

И как это сказывается на их карьере
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Среднестатистическая женщина меньше склонна к конкуренции, чем среднестатистический мужчина: женщины реже говорят, что им нравится соперничество, и реже вступают в конкурентную борьбу. Это отражается на результатах: недавние исследования показали, что люди, склонные к конкуренции, демонстрируют более высокие социально-экономические результаты. Например, среди выпускников МВА 10%-ная разница в заработках между мужчинами и женщинами через девять лет после выпуска объяснялась именно гендерными различиями в отношении к конкуренции. Этот же фактор на 76% обусловил отставание женщин-экономистов в карьере от коллег-мужчин во Франции.

Почему же женщины меньше склонны к конкуренции, чем мужчины? Исследования, проводившиеся в прошлом, указывают на эволюционное наследие – роль домохозяйки, которую традиционно играли женщины, и патриархальный строй. В других исследованиях гендерное отличие в отношении к конкуренции объясняется более высоким уровнем уверенности у мужчин: женщины избегают конкуренции, так как реже надеются на победу.

Никто не в силах изменить эволюционную или историческую траекторию. Мы задались вопросом, могут ли мужские и женские точки зрения на конкуренцию (их можно сформулировать, изучить и скорректировать с помощью анализа) объяснять разную готовность к конкуренции. Если да, то у женщин и мужчин появился бы новый способ повлиять на карьеру. Для этого нужно только изменить свой взгляд на конкуренцию и скорректировать цели.

Для начала мы создали шкалу для систематической оценки женских и мужских убеждений на тему конкуренции. Мы опросили 119 женщин и 111 мужчин, что они считают хорошим в конкуренции, а что – плохим. (Все участники опроса были американцами в возрасте от 18 до 82 лет, средний возраст составил 36 лет. 99% из них имели опыт работы.)

Как вы относитесь к конкуренции

Укажите степень согласия или несогласия со следующими позитивными и негативными утверждениями по шкале от 1 до 7, где 1 означает «совершенно не согласен», 4 – «не знаю», а 7 – «полностью согласен»:

Конкуренция заставляет людей больше работать (+);
Конкуренция вредит самоуважению (-);
Конкуренция развивает характер (+);
Конкуренция вредит уверенности в себе (-);
Конкуренция ведет к сомнениям в себе (-);
Конкуренция заставляет людей лучше работать (+);
Конкуренция поощряет неэтичное поведение (-);
Конкуренция помогает людям ставить цели (+);
Конкуренция делает людей сильнее (+);
Конкуренция создает врагов (-);
Конкуренция развивает уверенность в себе (+);
Конкуренция разделяет людей (-);
Конкуренция вредит уверенности в себе (-);
Конкуренция ведет к сомнениям в себе (-);
Конкуренция подталкивает людей к поиску новых решений (+);
Конкуренция поощряет инновации (+);
Конкуренция развивает воображение (+);
Конкуренция поощряет людей нарушать правила (-);
Конкуренция вызывает отрицательные чувства по отношению к другим (-). 


Подсчет очков: подсчитайте суммы баллов за позитивные (+) и негативные (-) утверждения и разделите каждую на 9. В нашей выборке женщины набрали за позитивные убеждения в среднем по 5,3 балла, а мужчины – 5,6. За негативные убеждения и женщины, и мужчины в среднем набрали по 3,8 балла.

Мы объединили их ответы и выделили несколько повторяющихся тем. В конце концов мы получили три варианта объяснения, почему люди считают, что конкуренция – это хорошо, и три – почему плохо. Плюсы – конкуренция способствует: 1) росту производительности, 2) развитию характера и 3) поиску инновационных путей решения проблем. Минусы – она может: 1) поощрять неэтичное поведение, 2) наносить ущерб уверенности в себе и 3) вредить отношениям.

Мы разработали шкалу, отражающую убеждения о конкуренции, и попросили респондентов оценить, насколько они согласны или не согласны с предложенными тезисами, например: «Конкуренция заставляет людей работать лучше» и «Конкуренция заставляет людей работать больше» и т. д.

Мы проверили, отличаются ли взгляды на конкуренцию у женщин и мужчин. Выяснилось, что да. Наша подборка включала 2331 человека (49% женщин, 51% мужчин, средний возраст которых составлял 34 года). Оказалось, 63% женщин были не согласны, что конкуренция повышает производительность, развивает характер и помогает находить инновационные решения. В оценках минусов конкуренции значительных гендерных различий не обнаружилось, однако было ясно, что мужчины видят в конкуренции больше положительных сторон, чем женщины. 

Затем мы пригласили мужчин и женщин принять участие в тесте, где они могли заработать бонус. Мы спросили, предпочитают ли они, чтобы бонус зависел от их конкурентоспособности (их показателей по сравнению с другими участниками) или от абсолютных результатов (независимо от результатов других людей). Мы обнаружили, что люди с более позитивным взглядом на конкуренцию чаще выбирали бонусы, зависящие от результатов конкуренции. Из женщин 21% выбрали конкурентный вариант по сравнению с 36% мужчин. Более высокая готовность мужчин к конкуренции отчасти объясняется более позитивным отношением к конкурентной борьбе.

Эти выводы имеют значение для всех нас, когда возникает перспектива конкуренции на рабочем месте. Мало кто задумывается, хороши или плохи подобные соревнования и должны ли мы работать над изменением собственного отношения к конкуренции. Но в любом случае эти убеждения могут серьезно влиять на наши профессиональные возможности и заработки. Таким образом, стоит серьезно обдумать эти убеждения, чтобы лучше понимать, как реагировать на потенциальные ситуации, в которых возникает конкуренция.

 

Об авторе: Селин Кесебир – доцент кафедры организационного поведения Лондонской школы бизнеса