Как предсказать успех или провал амбициозного проекта
Шесть вопросов, которые должен задать себе инициатор проектаНациональное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) скорректировало свое расписание на четыре года. Каков новый план? Еще раз отправить людей на Луну к 2024 г. Гендиректор Amazon Джефф Безос тоже хочет принять участие в этой затее и недавно представил модель космического корабля в натуральную величину, на который он делает ставку. Компания Blue Origin основана в 2000 г. и до недавнего времени о результатах ее работы мало что было известно. В 2011 г. произошел неудачный тестовый запуск ракеты, а в 2016 г. Безос пригласил журналистов в штаб-квартиру Blue Origin и поделился с ними своим видением того, как миллионы людей будут жить и работать в космосе. Два года назад Безос объявил, что будет ежегодно продавать акции Amazon на $1 млрд, чтобы финансировать Blue Origin. Сейчас эта компания все еще находится на ранней стадии развития, отставая от SpaceX Илона Маска. Сможет ли космическая компания Blue Origin Безоса выиграть космическую гонку? Сможет ли Безос в 2024 г. отправлять на Луну посылки по подписке?
Мы исследовали сотни амбициозных проектов, включая запуск iPhone, операцию по спасению чилийских шахтеров в 2010 г. и превращение Куритибы в самый зеленый город Южной Америки, и в результате создали простую в применении схему, которая помогает предсказать, будет проект успешным или провалится.
Мы определили, что успех проекта во многом зависит от ответов на шесть вопросов. Шесть простых, прямых вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Ниже мы применим их к амбициозному проекту Безоса и оценим вероятность успешного исхода его космических (в прямом и переносном смысле слова) устремлений.
Последовательно ответив на все шесть вопросов, вы с коллегами поймете, в каком состоянии находится ваш проект. Если какие-то ответы не приходят в голову сразу (если они неочевидны или если вы сомневаетесь по поводу каких-то из них), не бойтесь приостановить проект и отложить его запуск. Итак, вот шесть вопросов, которые мы рекомендуем задать в указанном порядке. Как бы на эти вопросы о космическом ответил сам Безос?
1. Есть ли у проекта разумное экономическое и логическое обоснование?
Иначе говоря, зачем нужен проект? Мы вкладываем в проект ресурсы (время или усилия) по двум основным причинам: либо чтобы решить проблему, либо чтобы не упустить возможность. В рассматриваемом случае Безос нарисовал убедительную картину того, как он спасает Землю, отправляя в космос миллионы людей. Но достаточно ли это ясное и убедительное обоснование? Правда ли, что для человечества критически важно осваивать космос, чтобы решить все более усугубляющиеся проблемы своей планеты? Не будет ли это решением только для богатых? Стоит ли этот проект того, чтобы потратить на него миллиарды долларов? Безос явно увлечен идеей, но, если оставить в стороне восхищение, которое вызывает его задумка, остальное выглядит довольно расплывчато. Мы что, собираемся к 2024 г. спасти Землю? Конечная цель проекта должна быть сформулирована четко и убедительно. Может, это нужно для защиты или даже выживания нашего вида?
Ответ, который бы мог дать Безос: нет.
2. Есть ли у проекта преданный и харизматичный лидер?
Возможно, самое важное условие успешного развития амбициозного проекта – наличие сильного, заинтересованного и харизматичного спонсора. В данном случае в этой роли выступает Безос. Он даже заявил, что этот проект – его главный приоритет. Мы верим ему? Ответ зависит от того, каким количеством других проектов он управляет одновременно (ответ: таких проектов много). Слова Безоса выглядят правдоподобно. В прошлом он неоднократно запускал проекты, которые что-то меняли, и постоянно превосходил ожидания, добиваясь успеха. По этой причине мы считаем, что Безоса можно назвать преданным и по-своему харизматичным лидером.
Ответ, который бы мог дать Безос: да.
3. Есть ли у проекта ясные ожидаемые результаты?
В данном случае ожидаемые результаты – это измеримые показатели того, что проект состоялся (не стоит их путать с целями проекта, тем самым «зачем», что мы рассмотрели в пункте 1). Чем больше вы знаете о конкретных ожидаемых результатах проекта до его запуска, тем точнее сможете оценить его продолжительность, стоимость и навыки, необходимые для их достижения. Верно и обратное: чем сильнее вы затрудняетесь в плане конкретных требований, тем сложнее будет составить точный план.
Полет на Луну – крайне амбициозный проект. Это невероятно трудное предприятие, в последний раз затевавшееся в 1972 г. До сегодняшнего дня полеты ракет НАСА постоянно откладывались и явно превышали бюджет на миллионы долларов. В этом уравнении много сложностей и неизвестных.
Вы можете возразить, что Безос располагает воистину безграничными средствами, и все же туманные требования серьезно снижают шансы проекта на успех. Когда Безос объявил о начале работы, он не сказал, во сколько ему обойдется этот проект и когда он будет выполнен. Кажется, он и сам не знает ответа на эти вопросы.
Ответ, который бы мог дать Безос: нет.
4. Поддерживают ли проект ключевые заинтересованные стороны и каким образом?
Проекты достигают максимального успеха, когда все или по крайней мере большинство ключевых стейкхолдеров (людей, так или иначе соприкасающихся с проектом и обладающих разными уровнями влияния) поддерживают его. Еще лучше, если они всячески способствуют его реализации.
В управлении проектами есть такой принцип: «Всегда найдется один стейкхолдер, который будет счастлив, если ваш проект провалится». Регулирующие органы, политики, акционеры и даже рядовые сотрудники могут препятствовать успеху вашего начинания. И все же, если сузить этот вопрос до рамок самого проекта (а суть проекта в том, что Blue Origin строит космические корабли), велика вероятность, что все заинтересованные лица активно его поддерживают.
Ответ, который бы мог дать Безос: да.
5. Есть ли у проекта точный срок исполнения?
Проекты, которые запускаются с жестким дедлайном, имеют больше шансов на успех. Старт без ясно обозначенной финишной черты может растянуть проект на месяцы и даже годы.
В области освоения космоса есть удачный прецедент: в свое время Джон Кеннеди поставил перед собой смелую цель – отправить человека на Луну к концу 1960 гг. Его слова вдохновили проект, который мог бы никогда не состояться, не будь у него такого невероятно амбициозного дедлайна.
2024 год – очень конкретная финишная черта для проекта Безоса.
Ответ, который бы мог дать Безос: да.
6. Является ли проект по-настоящему важным?
Речь идет обо всех внешних факторах, которые могут как положительно, так и отрицательно сказаться на проекте. Эти сферы (например, приоритет проекта по отношению ко всем остальным начинаниям или общие компетенции организации по реализации проекта) часто находятся вне зоны контроля лидера проекта. И все же у лидера есть инструменты, с помощью которых он может изменить ход дела в лучшую сторону. Генеральный спонсор проекта также имеет большое значение и сильно влияет на организацию.
Безос умеет расставлять приоритеты, к тому же он создал целую компанию вокруг своего космического проекта, и есть основания предполагать, что она работает, ориентируясь именно на его идеи.
Ответ, который бы мог дать Безос: да.
Все эти вопросы должен себе задать любой руководитель, затевающий крупный, амбициозный и долгосрочный проект. Выделите время на то, чтобы обсудить, прояснить и утвердить свои ответы на эти вопросы. Несмотря на вполне понятный восторг от захватывающей вас идеи и жажду скорее приступить к работе, проще и эффективнее реализуются проекты, которые находятся в стадии разработки долгое время. Мы выяснили, что компании, применяющие эту простую схему в процессе разработки и оценки проекта, эффективнее внедряют новые идеи и получают от них больше прибыли. Вы тоже можете добиться таких результатов.
Итак, что же можно сказать о Безосе и его космической Одиссее – 2024? Мы думаем, у него есть шанс. Однако мы рекомендовали бы ему уделить больше времени ответам на вопросы «зачем» и «что». Кстати, история о том, что у Безоса не получилось открыть вторую штаб-квартиру Amazon в Нью-Йорке, сводится к тем же предпосылкам: отсутствию четких целей и ожидаемых результатов. Мы настоятельно призываем его исправить эти недостатки, чтобы значительно повысить свои шансы на успех и оставить еще один след в истории.
Об авторах: Питер Брегман – генеральный директор консалтинговой компании Bregman Partners, специалист с мировым именем в области мотивации. Автор бестселлера «18 минут». Его последняя книга – «Эмоциональная смелость»; Антонио Ньето-Родригес – ведущий эксперт в области управления проектами и стратегии, обладатель престижной награды «Идеи на практике» от рейтинга выдающихся мыслителей в области менеджмента и маркетинга Thinkers50. Автор книг The Project Revolution и The Focused Organization
Оригинал статьи здесь