Как малый бизнес заботится о здоровье сотрудников

У него нет денег на ДМС, приходится выкручиваться
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Три четверти малых и средних российских компаний (73%) не имеют программ добровольного медицинского страхования (ДМС), показал недавний опрос 2300 малых и средних предприятий, проведенный Magram Market Research. Опрос был частью индекса ожиданий малого и среднего бизнеса (RSBI), который составляет «Опора России» cовместно с Magram и Промсвязьбанком. По данным опроса Magram, программы для всех сотрудников сейчас предлагают только 22% компаний среднего размера, 16% малых компаний и 12% микропредприятий. А 3% малого и среднего бизнеса страхуют исключительно руководителей.

Основу портфеля ведущих страховых компаний составляют крупные клиенты, рассказывает Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «Альфастрахования». По его словам, 35% портфеля «Альфастрахования» приходится на компании с численностью персонала от 5000 человек. На клиентов со штатом 50–200 человек – 14%, а самых маленьких клиентов с 26–50 работниками – всего 5%. В портфеле «РЕСО-гарантии» доля малого и среднего бизнеса не превышает 20%, говорит Марина Черноморова, начальник управления продуктов ДМС.

Страховки дорожают. По данным страхового брокера «Марш», 46% российских страховых компаний в 2018 г. повысили тарифы на ДМС.

Работодатель, который оплачивает сотрудникам ДМС, делает это тоже ради собственной выгоды – здоровый работник лучше работает и реже пропускает работу, напоминает партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн.

Но можно ли сэкономить? Небольшим организациям страховщики неохотно дают скидки и обычно не идут на сокращение программы, чтобы та стоила дешевле. «Нам выгоднее продавать комплексные риски», – поясняет Лапунов. Из опрошенных «Ведомостями» четырех крупнейших страховых компаний о наличии программ для малого бизнеса сообщила лишь «РЕСО-гарантия». По словам Черноморовой, компания предлагает программу «ДМС – малый бизнес» микрокомпаниям с коллективом до девяти человек. Самые востребованные услуги – программы с амбулаторной помощью и стоматологией.

Другой способ снижения затрат – франшиза (частичная оплата самим сотрудником определенных медуслуг), а также единые страховые программы для всех сотрудников без дорогих страховок для руководителей, говорит Черноморова.

Сэкономить предприятиям помогают альтернативные сервисы. Например, компания BestDoctor заключает с предприятием агентский договор об управлении его бюджетом на медобслуживание, а с клиниками – договоры оказания медицинских услуг. Клиент переводит на BestDoctor депозит, а потом каждый месяц контролирует, сколько денег потрачено в предыдущем месяце. Компания платит только за оказанные медуслуги и сама распоряжается остатком на счете: она может либо его забрать, либо перенести на следующий год. BestDoctor была создана в 2016 г. К концу 2018 г., по словам Марка Саневича, сооснователя BestDoctor, у компании было 50 клиентов из малого и среднего бизнеса и заключенных контрактов на 130 млн руб. По оценкам Саневича, в Москве малые и средние предприятия в среднем готовы выделять по 15 000–20 000 руб. в год на оплату медстраховки одного сотрудника.

Многие находят свои способы заботиться о здоровье сотрудников без покупки ДМС. Например, владелица шоколадной фабрики «Конфаэль» Ирина Эльдарханова говорит, что не покупает сотрудникам программы ДМС, потому что это неэффективно. По ее словам, компания оказывает адресную помощь сотрудникам, если кто-то нуждается в лечении.

Представитель компании «Нетология-групп» ранее рассказывал «Ведомостям», что образовательный центр решил застраховать коллектив осенью 2017 г. Но все предложенные крупными страховщиками программы не укладывались в бюджет организации, сумма составляла несколько миллионов рублей. Страховщики, кроме того, просили внести всю сумму за год вперед, а за подключение новых работников пришлось бы платить дополнительно. В итоге «Нетология» стала клиентом BestDoctor.

На Барнаульском пивоваренном заводе занято более 1300 сотрудников. Завод отказался от ДМС в 2016 г., потому что многие работники страховками не пользовались, рассказал представитель завода. Сейчас они бесплатно обслуживаются в заводском здравпункте.

43% респондентов Magram заявили, что в той или иной мере все равно инвестируют в здоровье сотрудников. Эти траты делятся на обязательные и необязательные. К обязательным для части работодателей относятся расходы на медицинские (санитарные) книжки. Более половины работодателей оформляют их сотрудникам, но 46% компаний, для персонала которых медкнижки обязательны, заставляют работников оформлять медкнижки самостоятельно. На некоторых предприятиях, например в продуктовой рознице, требуется также обязательная вакцинация. Вакцинацию и диспансеризацию проводят 27% небольших компаний.

По данным Magram, часть небольших компаний (8%) также поощряет сотрудников заниматься спортом, а еще часть (7%) пропагандирует здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек.

Однако сотрудникам ДМС намного важнее оплаты занятий спортом, потому что за собственные деньги сотрудник такую программу купить не может, говорит Елена Каминская, эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partners.