Как заработать на спортивных тренировках в городских парках
Самое трудное – заставить людей выйти в мороз на улицу25-летняя Дарья Белых полюбила пешие прогулки в 2016 г., когда училась в магистратуре Университета Санкт-Галлена в Швейцарии. Дарья накопила 9000 франков на учебу, работая проектным менеджером в банке. Университет находился далеко от дома, а общественный транспорт стоил дорого – приходилось ходить пешком. Дарья заметила, как каждое утро в парке группка людей под руководством тренера занимается фитнесом даже в моросящий дождь и сильный ветер. Она узнала, что занятия платные, и несколько раз сама позанималась. Отличная бизнес-идея – не надо тратить деньги на аренду зала, достаточно купить инвентарь и найти тренера, подумала тогда девушка. Дарья рассказала об уличных тренировках супругу Андрею, который остался в Москве и работал старшим менеджером в банке.
В начале 2018 г. Дарья вернулась в Россию, Андрей уволился из банка, и супруги зарегистрировали компанию «Спортулес». «В нас никто не верил, друзья говорили, что желающих мерзнуть в парках не найдется. Тренеры не хотели с нами сотрудничать», – говорит Андрей. Все же «Спортулесу» удалось нанять трех инструкторов, поначалу занятия проходили в Филевском и Суворовском парках. Одна групповая тренировка в «Спортулесе» стоит 750 руб., а абонемент на 12 занятий – 7100 руб. Но «Спортулесу» удалось выжить и развиться. По словам Андрея, компания через три месяца вышла на операционную прибыль. Сейчас 25 тренеров «Спортулеса» проводят занятия в 27 парках Москвы. За 10 месяцев, с апреля 2018 г. по январь 2019 г., выручка «Спортулеса» составила около 2,5 млн руб., рассказывает Дарья Белых.
Улица – не специальность
В Москве более 1500 спортивных клубов, по данным 2ГИС. Многие клубы предлагают клиентам посещать занятия на улице – как дополнительную услугу. Сеть World Class организует групповые уличные тренировки по 10 видам спорта в 15 точках Москвы, рассказывает Алексей Хухорев, руководитель направления World Class Outdoor. В сети X-Fit тренировки на свежем воздухе массово проводят с 2016 г., говорит Ирина Троска, директор по фитнесу сети. Уличные тренировки с каждым годом становятся популярнее: люди хотят сменить обстановку, объясняет Хухорев. Большая часть тренировок проходит с середины весны до середины осени, говорит Троска. Но есть немногие клиенты, которых не отпугивают даже зимние холода, рассказывает она. Все же для клубов уличные тренировки - не основное направление, отмечает Троска. Средняя цена занятия на свежем воздухе в World Class – 1000 руб., а в X-Fit – от 700 до 2000 руб.
Специализированных компаний немного. Один из самых крупных и старых проектов – I Love Supersport - запустился в 2012 г. Сейчас у сети 54 филиала в России и за рубежом и 25 000 клиентов, по данным компании. Большинство тренировок проходят на улице: бег, велоспорт, триатлон и беговые лыжи. Средняя плата за занятие – 1000 руб., говорит сооснователь I Love Supersport Максим Журило. По его словам, зимой спрос на уличные занятия снижается, клиентов нужно удерживать. Школа I Love Supersport придумала, как это сделать: компания помогает клиентам добиться определенной цели, например пробежать марафон. Поэтому клиенты продолжают посещать тренировки даже в холодную погоду, рассказывает Журило.
80 ореховых батончиков
Дарья и Андрей Белых сделали ставку на невысокую цену по сравнению с конкурентами и оздоровительный, а не тренировочный характер занятий. «Многие люди просто хотят чаще бывать на воздухе, делать несложные упражнения, они не стремятся бегать марафоны. Мы решили, что именно они наша целевая аудитория», – говорит Дарья. Супруги перелопатили много книг о стартапах и решили все делать по правилам. В книгах советовали перед запуском бизнеса провести опрос потенциальных клиентов, чтобы оценить спрос. Вот Белых и включили в анкету вопросы о возрасте и заработке респондентов, ходят ли они в спортивный зал и хотят ли заниматься фитнесом на улице.
В поисках респондентов Дарья и Андрей отправились на Воробьевы горы, где часто тренируются спортсмены. Но в феврале они никого там не встретили: было морозно и снежно. Тогда предприниматели поехали в торговый центр «Афимолл сити» в районе «Москва-сити», где много офисов. Предприниматели купили сотню ореховых батончиков и раздавали их всем, кто соглашался ответить на вопросы. За день на вопросы согласились ответить 80 человек. Большинство сказали, что хотят заниматься спортом на улице и даже готовы заплатить за тренировку. Предприниматели обрадовались – спрос есть. Дарья разработала сайт Sportules по готовым шаблонам и завела группы в соцсетях. Осталось лишь нанять опытных тренеров. И тут начались проблемы.
Тренер с харизмой
Опытный и харизматичный тренер – половина успеха, говорит Журило. Но тренеры в Москве не сидят без работы: они заняты сразу в нескольких клубах, регистрируются как ИП и имеют постоянных клиентов, рассказывает тренер по бодибилдингу и фитнесу Илья Шумкин. По его словам, работать в штате фитнес-клуба не очень выгодно: клуб платит инструктору в среднем по 650–1300 руб. за час. А чтобы получать премии, нужно самому искать клиентов и проводить по 120–140 индивидуальных тренировок в месяц, говорит Шумкин. Поэтому опытные инструкторы предпочитают арендовать спортивный зал и проводить частные занятия для постоянных клиентов, отмечает Шумкин. Инструкторы ведут блоги в соцсетях и публикуют объявления на сайтах для самозанятых.
Андрей Белых просмотрел объявления тренеров на «Профи.ру» и Mostrener.ru, обзвонил около сотни инструкторов с хорошими отзывами и предложил сотрудничество. Предприниматель предлагал им минимум 1000 руб. за групповое занятие независимо от количества клиентов. Но все отказывались – мол, заниматься на улице очень холодно и травмоопасно, вспоминает Андрей. Тогда супруги заказали платное индивидуальное занятие у опытного инструктора и поговорили с ним лично. Это помогло – тот посоветовал трех знакомых спортсменов, которые как раз искали подработку.
Инструктору Рушану Сабитову идея круглогодичных уличных тренировок показалась сомнительной, но он имел постоянную работу в фитнес-клубе, ничего не терял и решил рискнуть. Сабитов придумал программу для занятий в разное время года. «Зимние тренировки отличаются от летних. В мороз, например, нельзя прыгать, чтобы не поскользнуться, нужно теплее одеваться, приносить коврики, чтобы вставать в планку и отжиматься», – говорит Сабитов.
К концу февраля предприниматели заключили с тремя инструкторами договоры на оказание услуг и за 20 000 руб. купили инвентарь: спортивные петли, скакалки, резинки и переносные музыкальные колонки. Андрей и Дарья обошли несколько парков и нашли две подходящие площадки для занятий.
«Никого, кроме нас и тренера»
«Спортулес» предлагал две тренировки в день: в 7.00 перед работой и в 7.30 вечера после работы. Пользователи оставляли заявки на сайте, но до парка не доходили. «Первая тренировка прошла 24 марта, еще лежал снег. На площадке никого не было, кроме нас и тренера», – вспоминает Дарья. Тогда она решила сделать запись платной – 350 руб. за тренировку. На сайте нужно было выбрать время занятия и оплатить услугу онлайн. И дело пошло: заявок стало меньше, зато люди перестали пропускать тренировки. Однако после одного занятия продолжали лишь единицы. И супруги стали продавать абонементы на несколько занятий. Уже в апреле на занятия стали стабильно приходить по 3–4 человека, говорит Дарья. Двух площадок стало мало.
34-летняя многодетная мама Наталья Ульянычева увидела рекламу «Спортулеса» в соцсетях. Но занятий «Спортулеса» рядом с ее домом не было, а ездить она не хотела. Ульянычева написала основателям компании e-mail с просьбой организовать тренировки в ее районе – в парке «Останкино». Предприниматели открыли запись через пару недель. Теперь Ульянычева тренируется в «Останкино» три раза в неделю, и каждый раз на площадке собирается группа из 3–4 человек даже при минусовой температуре, рассказывает Ульянычева. Инструктор всегда дает разные упражнения, заниматься интересно, говорит она.
Двое с лопатами
Для тренировок нужна площадка в 25 кв. м. У администраций парков не возникает вопросов, говорит Андрей. Проблема только в том, что в некоторых парках не убирают снег. Тогда предприниматели пишут жалобы на сервисах «Активный гражданин» или «Наш город», чаще всего это помогает. Если на жалобу долго не отвечают, Дарья и Андрей сами берутся за лопаты. В одном из парков не горели фонари, и супруги оставили жалобу на сервисе «Наш город». Но рассмотрение заявки затянулось, и супруги купили переносные фонари для вечерних тренировок.
В ноябре 2018 г. к основателям «Спортулеса» обратилась администрация Парка Горького с предложением проводить тренировки в парке «Музеон» на площадке с навесом. «Спортулес» не платит за аренду, говорит представитель парка. По его словам, тренировки пока не пользуются большой популярностью, но на весну и лето администрация парка готова предоставить компании еще несколько площадок для уличных тренировок.
Когда в штате появилось 25 тренеров, возникла новая проблема – как их удерживать и контролировать. Осенью прошлого года Андрей стал проводить общие собрания, обсуждать программу тренировок и графики работы. Чтобы стимулировать продажи, предприниматели ввели бонусы для инструкторов. Если после пробного занятия клиент покупает абонемент, тренер получает вознаграждение, говорит Андрей.
Львиную часть выручки предприниматели тратят на рекламу в соцсетях. Однако около половины площадок до сих пор убыточны – туда приходит только один клиент, рассказывает Дарья. Поэтому супруги недавно начали искать корпоративных клиентов и даже хотят нанять отдельного менеджера. Опыт уже есть – в прошлом году «Спортулес» провел несколько спортивных мероприятий для московских компаний. Работать с корпоративными клиентами – хорошая идея, это стабильный заработок, подтверждает Журило. Однако хлопотный: нужно придумывать сценарии выездных мероприятий, нанимать дополнительных сотрудников, предупреждает он.