Как заработать миллионы на обучении фотографов
Надо найти правильную бизнес-модель и побороть пиратские сайты34-летний петербуржец Сергей Ким всегда любил читать газеты: он выискивал там интересные идеи для бизнеса. Сначала он подсмотрел идею оформления ресторанов для свадеб, потом прочел статью, что за рубежом популярны сайты финансовой грамотности, и сделал аналог, но все проекты денег не принесли. Сработала лишь третья идея – он узнал из газет о сервисе онлайн-видеоуроков для дизайнеров и фотографов Lynda.com с годовой выручкой более $100 млн. Ким захотел создать подобный сайт в России, тем более что у него было профильное образование дизайнера-программиста, полученное в Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбПУ).
В новый проект Ким позвал друга Александра Амбалова (он тоже учился в СПбПУ на дизайнера). У 29-летнего Амбалова был богатый опыт преподавания. Он проводил платные мастер-классы по обработке фотографии сначала в частных школах Санкт-Петербурга, а затем и в разных городах России. Амбалов дома записывал первый 12-часовой видеокурс по цветокоррекции фотографий, на это ушло три месяца.
Партнеры запустили сайт Amlab.me в начале 2014 г. и за два первых месяца продаж заработали 1 млн руб. «Цену за курс мы взяли с потолка – решили продавать урок по 3400 руб.», – вспоминает Ким. Он объясняет успех тем, что Амбалов был уже известен в фотосообществе (у его странички во «В контакте» было 15 000 подписчиков) и что курс был очень подробным.
В 2017 г. у сайта было более 7000 клиентов, 79 курсов и 30 преподавателей. Выручка от продажи курсов составила 20 млн руб. Но партнерам пришлось несколько раз менять бизнес-модель, пару раз они оказывались на грани закрытия.
Разговорить фотографа
Но одного видеокурса было недостаточно – к маю 2014 г. выручка от продаж снизилась до 70 000 руб. в месяц. Нужно было придумывать новые уроки. Для записи видеоурока нужен автор и монтажер. На подготовку материала уходит от нескольких дней до нескольких месяцев. Ким и Амбалов наняли монтажера, маркетолога и дизайнера и обосновались в коворкинге. За одно место платили около 7000 руб. в месяц.
Сложнее всего было найти авторов курсов. Амбалов пригласил друзей-фотографов из Санкт-Петербурга. Предприниматели пообещали им хороший заработок – что авторы будут получать половину выручки от продаж.
Но взамен те должны были предоставить компании Кима и Амбалова «Графит-веб» исключительную лицензию на продажу видеоуроков. К концу года предприниматели договорились с двумя фотографами.
Проблема была в том, что профессиональные фотографы умели хорошо снимать, но не умели интересно рассказывать о секретах мастерства. Новые видеоуроки получались короткими и скучными, сетует Амбалов. В 2014 г. Amlab.me выпустил семь видеокурсов, а общая выручка составила 3 млн руб.
Пришлось нанять специальных редакторов, которые бы вместе с авторами прорабатывали тему урока и писали сценарий. «Творческие люди очень неорганизованны и забывчивы. Из-за этого иногда на создание курса уходит около месяца», – рассказывает Мария Азеева, редактор Amlab.me. Для съемки курсов Киму и Амбалову пришлось арендовать студию в 60 кв. м за 36 000 руб. в месяц.
В 2015 г. с Amlab.me сотрудничали уже 12 преподавателей, которые записали для них 24 видеоурока. Штат сотрудников «Графит-веб» расширился вдвое – до 10 человек. Выручка в 2015 г. составила 9 млн руб. Половину приходилось отдавать авторам, а львиная доля оставшейся половины уходила на зарплаты и аренду. Средняя зарплата в «Графит-веб» составляла 45 000 руб. в месяц.
В России работает как минимум четыре сервиса с онлайн-курсами для фотографов, говорит учредитель интернет-школы Profile и образовательного проекта Liveclasses.ru Дмитрий Брой. Между сервисами идет настоящая борьба за популярных преподавателей с большим количеством подписчиков.
30-летний фотограф Сергей Сараханов записал для Amlab.me три видеокурса. Он рассказывает, что его максимальный гонорар от Amlab в первые месяцы составлял около $4000. Примерно столько же Сараханов зарабатывает за двухдневный мастер-класс в частной школе для группы из 20 человек. Но вести мастер-классы сложнее, потому что живое общение с людьми требует больших эмоциональных затрат, говорит фотограф. Другие онлайн-сервисы предлагали Сараханову больше денег, но его удержала возможность сделать вместе с командой редакторов и монтажеров качественный продукт.
Основатель студии Robureau Родион Жабрев записал для Amlab.me пять авторских курсов по обработке видео. В первые месяцы после публикации нового курса его максимальный гонорар составлял около 150 000 руб., а сейчас он каждый месяц получает от продаж около 30 000 руб. Жабрев говорит, что после публикаций курсов на сайте его стали чаще рекомендовать как профессионала по обработке видео.
Серия опытов
В апреле 2015 г. компании не хватило 300 000 руб. на зарплаты сотрудникам и аренду студии. Киму пришлось занять деньги у брата, владельца небольшой сети канцелярских магазинов. Часть суммы дали в долг друзья, вспоминает Ким.
Ким сменил бизнес-модель: на сайте вместо продажи каждого курса по отдельности стали продавать подписку на все курсы. Подписка на полгода стоила 5800 руб., а на год – 6720 руб., позже цены подняли примерно на 30%. Это сработало – за два месяца выручка «Графит-веб» составила около 1,3 млн руб., а за весь 2015 год – 9 млн руб.
Но в 2016 г. начались трудности с привлечением новых учеников. «Все, кто хотел учиться, купили подписку и получали новые курсы бесплатно», – вздыхает Ким. И предприниматели придумали новый продукт – трехмесячный онлайн-университет для свадебных фотографов. Пользователи не только получали видеоуроки, но и могли общаться с преподавателями по видеосвязи. Амбалов привлек нескольких популярных свадебных фотографов для преподавания. Трехмесячные занятия стоили 40 000 руб. В университет записались сразу 40 человек, вспоминает Ким. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2016 г. выручка «Графит-веб» составила 15,4 млн руб., прибыль от продаж – 1,5 млн, а чистая прибыль – 557 000. В 2016 г. Ким и Амбалов зарегистрировали новое ООО «Амлаб» (чтобы компания и сайт имели похожие названия).
Но спроса хватило не надолго. После седьмого набора университет закрыли. И в 2017 г. Ким вновь отменил платную подписку и вернулся к продаже курсов по отдельности, как в самом начале. В 2017 г. выручка компании составила 20 млн руб.
Побороть пиратов
Расти Киму и Амбалову мешали пиратские сайты. Уже через месяц после начала продаж видеокурсы Amlab.me попадали на торренты и в соцсети, вспоминают предприниматели. «На одном пиратском сайте мой первый курс скачали минимум 100 пользователей, мы недополучили около 400 000 руб.», – вспоминает Амбалов.
Пираты отпугивали и преподавателей. «Один автор отказался записывать с нами курс по фотографии. Он не хотел, чтобы его мастер-класс попал на нелегальные сайты», – вспоминает Амбалов. Терпение предпринимателей лопнуло в 2015 г., когда они поняли, что теряют миллионы рублей. Весной предприниматели наняли юриста за 20 000 руб. и подали в суд на владельца торрента nnm-club.me. По решению Мосгорсуда Роскомнадзор заблокировал ресурс. Однако выигрыш в суде никак не помог. «Пользователи обходили блокировку и продолжали скачивать наши ролики», – жалуется Ким.
Тогда Ким и Амбалов стали действовать более активно, например рассылать письма владельцам сайтов с требованием удалить контент из-за нарушения авторских прав. За месяц было заблокировано около 1500 ссылок, вспоминает Амбалов. Но воевать с пиратами можно бесконечно, признает он.
Единственный выход – запустить курсы с возможностью общения с преподавателями, считает Жабрев. Тогда скачивать видео на торрентах бесполезно, говорит он.
Куда расти
В первом полугодии 2018 г. в штате компании работало уже 16 сотрудников. Денег на зарплаты опять перестало хватать, Киму и Амбалову пришлось уволить восемь человек. Снова нужно было что-то менять. Предприниматели подали заявку на участие в акселераторской программе Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) – Ким не переставал читать газеты в поисках идей. Предприниматели прошли отбор и получили от ФРИИ 2,5 млн руб. в обмен на 7% в ООО «Амлаб». Киму и Амбалову теперь принадлежит по 46,5% компании. Деньги фонда пошли на зарплаты сотрудникам и маркетинг, а также на оплату обучения в акселераторе.
ФРИИ посоветовал предпринимателям выпускать курсы с возможностью индивидуальных занятий с преподавателями по интернету, говорит Ким. Эксперты также порекомендовали снизить гонорары преподавателям. Но пока Ким не обсуждал это с авторами.
Инвестиционный аналитик ФРИИ Александр Скурихин говорит, что за 3–5 лет Amlab.me может войти в число лидеров онлайн-образования для людей творческих профессий в России. По оценкам Амбалова, потенциальные ученики Amlab.me – это 5–6% владельцев зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов, примерно 100 000 человек.
Однако в России сервис много не заработает: выручка компании через пять лет составит не более 300 млн руб., по оценкам Скурихина. Скурихин уверен, что Amlab.me нужно выходить на зарубежные рынки для быстрого роста: за границей больше фотолюбителей, которые готовы платить за обучение. Ким и Амбалов уже сделали первый курс по обработке видео на английском языке. По предзаказу его купили 30 человек по цене $99, рассказывает Амбалов.