У бизнес-школ появляется все больше альтернатив

Стартапы предлагают компаниям новые формы обучения
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Директор программы здравоохранения сотрудников международной торговой сети Groupe Auchan Эммануэль Ле Буй столкнулся с проблемой: ему нужно было организовать преподавание курса по здоровому образу жизни каждому из 260 000 сотрудников компании в 12 странах мира. «Если бы мы попытались сделать это традиционным способом в учебных аудиториях, это заняло бы как минимум четыре года», – говорит он.

Ле Буй обратился к швейцарскому стартапу Coorpacademy, который предложил учебный курс в виде приложения для смартфонов сотрудников. Более половины персонала Auchan прошли обучение в течение трех месяцев. Ле Буй не считает такой способ обучения совершенным: например, компании не удалось установить приложение для Android на смартфоны сотрудников в Китае из-за существующего в этой стране запрета на Google и магазин приложений Google Play. Тем не менее Ле Буй говорит, что стал приверженцем онлайн-обучения, указывая, что приложение обошлось Auchan всего в 2 евро на сотрудника, тогда как очное обучение стоило бы в 10 раз больше.

Технологические стартапы, такие как Coorpacademy, пытаются прорваться на глобальный рынок корпоративного обучения, объем которого, по оценкам аналитиков Training Industry Research, в этом году составит $362 млрд и на котором сейчас доминируют бизнес-школы. Новые игроки предлагают привлекательные альтернативы традиционному обучению и часто ориентируются на молодежь. Однако у них впереди еще долгий путь.

По оценкам исследовательской компании Gartner, к 2022 г. четверть всех работников будут использовать для собственного развития как минимум одно приложение. Однако рынок онлайнового бизнес-образования очень фрагментирован, считает директор Gartner по исследованиям Элен Пуатвен.

«Разные подразделения одной и той же организации часто приобретают разные платформы для тренингов и обучения», – говорит она и добавляет, что бизнес-школы и другие традиционные образовательные организации в ближайшем будущем сохранят доминирующие позиции на рынке.

Тем не менее у основателя Coorpacademy Жан-Марка Тассетто, покинувшего ради собственного бизнеса должность регионального менеджера в Google France, большие планы. «Мы собираемся стать Netflix на рынке корпоративного обучения», – говорит он. Coorpacademy существует пять лет и привлекла 13,4 млн евро средств инвесторов.

Coorpacademy взимает плату за подписку, предполагающую открытый доступ к 800 000 образовательных пакетов компании на 19 языках. Присутствуют и элементы геймификации: некоторые курсы доступны в формате соревнования пользователей, кто быстрее закончит курс или наберет больше баллов в тестах. По мнению Тассетто, это поддерживает интерес сотрудников к учебным программам. «Мы хотим дать любому человеку в мире доступ к лучшим курсам с лучшим пользовательским интерфейсом», – говорит он.

Французская фирма Edenred, предоставляющая компаниям-клиентам различные программы поощрения для сотрудников, – подписчик Coorpacademy. Система позволяет пройти тренинги большему количеству работников, указывает Катрин Дарделе, менеджер по персоналу Edenred, ответственная за обучение сотрудников. Ожидается, что в этом году онлайн-обучение пройдут 90% сотрудников против 75% обучающихся в очной форме.

Coorpacademy предоставляет клиентам дополнительную услугу – возможность перепродажи разработанных ими учебных курсов другим пользователям. Доходы от такой перепродажи делятся поровну между создателем контента и Coorpacademy. Например, компания L’Oreal выставила на платформу Coorpacademy свой курс продаж за семь шагов. «Они хотели, чтобы обучение прошли миллионы людей, связанных с L’Oreal, в том числе дистрибуторы и парикмахеры. А мы задались вопросом, почему бы не сделать этот курс доступным по всему миру», – рассказывает Тассетто.

Другой провайдер корпоративных онлайн-курсов – фирма Skillsoft, выкупленная в 2014 г. Charterhouse Capital Partners примерно за $2 млрд. Skillsoft предлагает курсы на 30 языках и концентрируется на производственном и фармацевтическом секторе, здравоохранении и финансовых услугах.

Лондонский стартап SmartUp, получивший $5,5 млн венчурного финансирования, как и Coorpacademy, предлагает обучение через приложения и использует элементы соревнований между пользователями.

SmartUp ориентируется на крупные компании, включая Aviva, Visa и LVMH, которым нужно быстро обучить большое количество сотрудников. Клиенты сами разрабатывают программу своих курсов, среди учебных дисциплин часто встречаются, например, блокчейн и продажи.

«На SmartUp можно сделать очень многое, но для изучения иностранных языков эта платформа не подходит», – говорит сооснователь и генеральный директор SmartUp Фрэнк Меехан. Каждый клиент SmartUp предоставляет доступ к платформе в среднем 1400 пользователей. 36 000 пользователей в месяц платят за сервис компании.

Меехан не считает проблемой фрагментированность рынка цифрового обучения. «Рынок фрагментирован главным образом потому, что он так велик. А это значит, что места хватит всем», – сказал он.

Перевела Надежда Беличенко