Зачем MBA-школам менять программы обучения?
Иначе их выпускники не достигнут успеха в быстро меняющейся бизнес-средеБолее 11 млн человек будут поступать в бизнес-школы по всему миру в этом году. Однако изучать они там будут совсем не то, что учили студенты MBA раньше. Так, King’s College London в этом году запускает бизнес-школу, которая не будет предлагать программу MBA, десятилетиями считавшуюся золотым стандартом бизнес-образования. Это не нужно работодателям, говорят в университете. Компании предпочитают кадры, которые можно легко обучить на рабочем месте. Поэтому King’s сосредоточится на курсах с узкой специализацией, например, финансах и цифровом менеджменте.
О выпускниках MBA часто говорят, что их головы полны шаблонов, но они и сейчас управляют многими организациями во всем мире. Достаточно заглянуть на одно из мероприятий выпускников Harvard Business School: одни выпускники сделали карьеру в хедж-фондах и инвесткомпаниях, другие устроились в крупные компании или привлекли уйму венчурных средств для своих стартапов. Правда, возникает вопрос: при чем тут бизнес-школа? Все эти люди хорошо мотивированы и высокообразованны. К моменту поступления в бизнес-школу они прошли уже 99% пути к успеху. И Harvard Business School вытолкнула их наверх всего на 1%.
Мягкие навыки
2000 студентов из 80 стран будут учиться по новой программе бизнес-школы при King’s College London, говорит декан новой школы Стивен Бах. По его словам, акцент в обучении будет сделан на развитии так называемых мягких навыков, наиболее востребованных работодателями
Основатель популярной серии скачек с препятствиями Tough Mudder Уилл Дин окончил Harvard Business School в 2008 г. Его преподаватели называли бизнес-план Tough Mudder «слишком оптимистичным» и «упрощенным». Они советовали Дину идти в управленческий консалтинг. Сотни скачек и сотни миллионов долларов выручки впоследствии доказали, как сильно они ошибались. В своих мемуарах It Takes a Tribe Дин пишет, что предприниматели учатся, делая что-то, а выпускники MBA проигрывают, потому что слишком много думают. Он описывает так называемую задачу маршмеллоу, впервые поставленную Питером Скиллманом, бывшим директором по дизайну производителя смартфонов Palm: команда из 4–5 человек должна за 18 минут построить как можно более высокую конструкцию из 20 спагетти, скотча, веревки и одной маршмеллоу. Скиллман выяснил, что успешнее всего с задачей справляются дети из детского сада: они сразу приступают к строительству, и, если башня падает, успевают предпринять новую попытку. Худшие результаты показывают выпускники MBA. Они сначала спорят о том, у кого больше знаний по теме, потом рисуют чертежи и делают расчеты и только затем строят. Если конструкция рушится, у них не остается времени, чтобы начать сначала.
Подобный способ мышления сегодня не годится, полагают многие эксперты по MBA. Ведь в бизнесе требуется быстрое создание прототипов в поисках решений, позволяющих не отстать от темпа технологических изменений и конкурентов по всему миру. Бизнес-школы неистово рекламируют свои организационные изменения – хабы инноваций и инженерные лаборатории. Однако ключевому их продукту – такой удобной, бесцветной, богатой возможностями программе MBA, видимо, необходима перезагрузка.
Перевела Надежда Беличенко