За что китайцы ценят свои бизнес-школы
Там можно получить знания и завязать нужные знакомстваОкончив школу в Нанцзине, Куини Рен пошла проторенным путем: как и многие молодые китайцы, она уехала получать высшее образование в США, поступив на экономический факультет Brown University. Спустя пять лет она вернулась в Китай и работала в инвестбанках и консалтинге. Сейчас Рен планирует поступать в бизнес-школу, но только в китайскую, например в Cheung Kong Graduate School of Business в Пекине. Рен не хочет уезжать из страны, потому что возможность построить деловые связи в Китае для ее карьеры важнее, чем престиж степени MBA, полученной на Западе.
Китайские студенты традиционно стремились учиться за рубежом, потому что считалось, что диплом американской или европейской бизнес-школы ценится выше, чем диплом китайских школ и университетов. Однако разница в качестве обучения постепенно стирается: многие китайские образовательные учреждения получают международную аккредитацию и входят в мировые рейтинги.
Быстрое продвижение
11 -е место против 17-й позиции в 2016 г. заняла в этом году программа MBA школы China Europe International Business School (CEIBS) в Шанхае в мировом рейтинге бизнес-школ, составленном Financial Times. Это лучший показатель китайской школы в данном рейтинге, всего в топ-100 попали пять школ из Китая. CEIBS стала первой китайской бизнес-школой, получившей в 1994 г. аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента (EFMD). По словам директора по контролю качества EFMD Дэвида Эша, сейчас его организацией аккредитованы уже 20 китайских школ
Школа Cheung Kong, которую выбрала Рен, была основана в 2002 г. Более половины из 10 000 выпускников школы занимают руководящие посты в компаниях. Около 40% из 60 студентов, ежегодно поступающих в Cheung Kong на MBA, – китайцы, которые вернулись в страну из-за рубежа, говорит Ли Хайтао, помощник декана, курирующий программу MBA. «Все эти студенты получили хорошее образование за рубежом, но строить карьеру они возвращаются в Китай», – объясняет он.
Укрепление позиций китайских школ в мировых рейтингах означает ужесточение конкуренции при поиске работы между выпускниками зарубежных бизнес-школ, которые вернулись работать в Китай. Профессиональные связи, которыми обзаводятся студенты во время обучения в Китае, дают последним весомое преимущество перед теми, кто учился за границей.
Некоторые западные бизнес-школы теперь нанимают собственных выпускников, чтобы обеспечить свое присутствие в Китае. Эрик Сюй получил степень MBA в Judge Business School Кембриджского университета, а сейчас руководит бизнесом по карьерному консультированию и организует мероприятия для выпускников в Шанхае. Его цель – свести выпускников Judge с крупными компаниями, работающими в городе, и тем самым создать каналы трудоустройства для студентов MBA. Например, недавно ему удалось договориться с директором по персоналу шанхайской компании, занимающейся инвестициями в недвижимость, о найме выпускников MBA и магистратуры Judge. «90% китайских студентов, учившихся на моем курсе, вернулись в Китай. Наши выпускники могут стать наставниками для студентов, которые сейчас заканчивают обучение и собираются возвращаться домой», – говорит Сюй.
Иншань Ши работала ведущей новостных программ агентства Xinhua в Вашингтоне и Пекине. Сейчас она учится на годичном курсе MBA в школе Insead. Французская Insead считается в Китае престижной школой, это должно облегчить поиски работы после получения степени MBA, рассчитывает Ши. Как запасной вариант она рассматривает двухмесячную стажировку в кампусе CEIBS по программе обмена между школами. Во время стажировки Ши сможет завязать деловые контакты на родине.
Перевела Надежда Беличенко