Представителей трудовых коллективов допустят к управлению компаниями

Дадут ли новые поправки в Трудовой кодекс реальные рычаги влияния работникам
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Речь идет о поправках в Трудовой кодекс (ТК). Теперь представители трудового коллектива смогут участвовать в заседаниях правлений и советов директоров с правом совещательного голоса. Компаниям для этого придется вносить изменения в устав, внутренние регламенты и коллективные трудовые договоры.

Опыт участия представителей работников в органах управления компаний в России есть, но не слишком удачный, рассказали «Ведомостям» представители профсоюзов. «Ведомости» разбирались, изменится ли ситуация после поправок в ТК.

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что авторами двигала идея социальной справедливости: из-за необоснованно высокой дифференциации доходов топ-менеджмента и рядовых работников возникает социальная напряженность, растет отчуждение сотрудников. Из-за этого, говорится в записке, руководители часто принимают решения без учета социальной ответственности или же совершают действия, непонятные трудовому коллективу.

Один из авторов инициативы – первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев пояснил, что эти поправки позволят профсоюзам усилить контроль за действиями работодателей. Тем будет труднее увольнять людей и экономить на социальном пакете сотрудников, считает Исаев.

Дмитрий Трудовой, председатель профсоюзной организации МПРА в Калуге, вспоминает об опыте создания совета трудового коллектива на заводе Volkswagen в Калуге. По его словам, в 2016 г. профсоюз предложил создать его по образу и подобию советов, существующих на заводах концерна в Германии. По замыслу профсоюза, чтобы орган действительно защищал права работников, 50% мест в нем должны занимать члены профсоюза, а 50% – самовыдвиженцы из рядовых работников. Однако профсоюз так и не смог договориться с работодателем и властями: совет был создан, но реального влияния не имеет, говорит Трудовой. Компания «Фольксваген Россия» на запрос «Ведомостей» не ответила. На «АвтоВАЗе» председатель первичной профсоюзной ячейки завода еще несколько лет назад был включен в состав совета директоров, сообщил представитель компании. В совете 15 директоров.

В России профсоюзы часто занимают соглашательскую позицию в отношении работодателей и не способны эффективно защищать интересы работников, говорит член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. По его мнению, если руководители профсоюзов станут представлять трудовые коллективы на заседаниях органов управления, это будет лишь имитацией борьбы за права работников.

Идея избрания в советы директоров российских публичных компаний представителей работников не даст результатов, считает директор Российского института директоров Игорь Беликов. До двух третей требований работников сегодня сводятся, по данным исследований, к желанию вовремя получить зарплату и не допустить сокращения штатов, говорит он. Работники не требуют от работодателей, чтобы те внедряли новые системы мотивации (предполагающие участие в прибыли или вознаграждение акциями), увеличивали расходы на социальную инфраструктуру, на охрану окружающей среды в городах присутствия компании или повышали расходы на профессиональную подготовку сотрудников. Они вряд ли смогут делать серьезный анализ проблем компании и вместе с акционерами и менеджментом обсуждать способы решения этих проблем, считает Беликов.

Компаниям предстоит описать во внутренних документах критерии выбора представителей трудового коллектива, говорит Артем Мойсеенко, руководитель практики корпоративного права PwC в России. По его мнению, компании должны установить жесткие требования к таким представителям – они, в частности, должны понимать, что такое система корпоративного управления. А выбранных работников следует посылать на тренинги по корпоративному управлению, чтобы те научились разбираться в вопросах, обсуждаемых на совете директоров или в правлении. Работники, не имеющие таких знаний, могут препятствовать принятию решений, полезных для компании, считает Мойсеенко.

В западных странах представители работников занимают до трети мест в советах директоров или правлениях. Российские компании сами станут решать, сколько будет таких представителей, а также члены каких профсоюзов и в каком соотношении войдут в органы управления, потому что в некоторых компаниях существуют ячейки сразу нескольких профсоюзов и их интересы могут не совпадать, говорит Мойсеенко.

Сами компании пока не знают, как конкретно будут внедрять нововведения. «Ведомости» опросили 12 крупных российских компаний, большинство на запрос не ответило. Сбербанк, «Русгидро», ФСК ЕЭС и Evraz от комментариев отказались. «Почта банк» заявил, что после вступления закона в силу изучит его положения и приведет, если это будет необходимо, систему корпоративного управления в соответствие с новыми требованиями. Представитель «Фосагро» сообщил, что для его компании это нововведение не актуально, потому что на предприятиях «Фосагро» работники и так вовлечены в управление. По его словам, «Фосагро» заключает с работниками коллективные договоры, взаимодействует с профсоюзами, а руководство регулярно встречается с трудовыми коллективами.