Почему предприниматели редко пользуются мерами господдержки
И кто в этом виноват – государство или они самиВ 2016 г. владельцы сети кафе здорового питания «Рецептор» Надежда Пак и Александр Брайловский решили открыть пятое по счету кафе в центре Москвы. В Московской торгово-промышленной палате им рассказали, что они могут получить поручительство под кредит в Московском фонде содействия кредитованию малого бизнеса.
Предприниматели обратились в СДМ-банк, партнер фонда, и попросили открыть им кредитную линию на 8 млн руб. Банк запросил у Пак и Брайловского полную финансовую отчетность и направил эти документы в фонд. По словам представителя фонда, предприниматели получили поручительство на 4 млн руб. Остаток суммы они взяли у банка под залог личного автомобиля. Пак рассказывает, что деньги на открытие кафе они брали из кредитной линии постепенно в течение года, истратили все 8 млн руб. и сейчас все вернули банку.
Но таких благополучных историй в российском малом бизнесе пока немного. Как показало исследование, которое по просьбе «Ведомостей» провело агентство Magram Market Research, к помощи государства прибегает незначительная доля предпринимателей. Авторы исследования опросили 2500 владельцев и руководителей небольших компаний в 24 регионах России и выяснили, что за последние 12 месяцев за поддержкой к государству обратились лишь 7% респондентов. 29% ответили, что не участвуют в программах поддержки малого бизнеса, потому что им не хватает информации, 27% не верят в получение реальной помощи от государства, а 21% считают, что процедура подготовки документов для участия в программах слишком сложна.
«Ведомости» решили выяснить, какие еще причины, кроме вышеперечисленных, побуждают предпринимателей отказываться от помощи государства.
Чем пользуются
Павел Еременко, совладелец компании по производству яблочного сока прямого отжима «Доброе поле», в 2016 г. увидел на сайте правительства Московской области сообщение о конкурсе на субсидии. В тот момент предприниматели только что закончили модернизацию производства: установили новый пресс, пастеризатор и разливное оборудование, чтобы можно было выпускать 700 л сока за смену. Оборудование обошлось в 9 млн руб., пришлось брать кредит у знакомого предпринимателя. Еременко рассказывает, что субсидию правительства Московской области можно было получить только под уже совершенную сделку и предприниматели стали спешно собирать документы и составлять финансовые отчетности для заявки. Предприятие получило субсидию, 4 млн руб., но денег, сетует Еременко, ждали четыре месяца. Когда деньги от подмосковного правительства пришли, предприниматели сразу погасили часть кредита, а оставшиеся 5 млн руб. продолжают отдавать знакомому предпринимателю и сейчас.
«Доброе поле» получило от государства живые деньги – это не единственный, но самый распространенный среди предпринимателей вид господдержки, показал опрос Magram Market Research. 15% респондентов заявили, что за последние 12 месяцев получили микрофинансирование в государственных фондах, 14% сказали, что брали субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга, еще 14% воспользовались гарантийной поддержкой государственных фондов для получения кредитов в банках, 12% получили субсидию на компенсацию процентной ставки по кредиту.
По словам директора Московского фонда содействия кредитованию малого бизнеса Антона Купринова, с начала 2018 г. предприниматели заняли у банков – партнеров фонда 9 млрд руб., из них под поручительство фонда – 5 млрд руб.
Плохой рынок
Magram Market Research задавало предпринимателям вопрос и о том, какие внешние обстоятельства препятствовали развитию их бизнеса в последние 12 месяцев (можно было дать больше одного ответа). 29% опрошенных предпринимателей пожаловались на участившиеся внеплановые проверки госорганов. Об убытках от проверок говорили и многие из опрошенных «Ведомостями» предпринимателей.
Дмитрий Сельков, владелец сети хостелов ID Hostel, рассказал, что московские власти постоянно внепланово проверяли один из его хостелов, который находился в жилом доме. Проверяющие из полиции и прокуратуры наведывались чуть ли не каждый день – объясняли, что получили жалобу. Они собирали у постояльцев паспорта и проверяли, сообщили ли иностранные граждане в управление миграции МВД о прибытии в Россию и нет ли среди них тех, кто нелегально пересек границу или находится в розыске. Документы постояльцев хостела каждый раз оказывались в порядке, но это не мешало проверяющим возвращаться уже на следующий рабочий день и снова ссылаться на полученные жалобы. В хостеле становилось все меньше и меньше постояльцев, он начал нести убытки, Сельков вынужден был его закрыть. Убытки от закрытия хостела он оценил в 6 млн руб.
Но значительно большая часть предпринимателей (54%) признала, что в их бедах виноваты не действия государства, а падение спроса на их услуги и товары. В нынешней экономической ситуации потребители все чаще тратят значительную часть дохода на еду, на другое просто не хватает, делится наблюдениями Алексей Лапшин, владелец столярной мастерской «Мастер Карло», которая выпускает скворечники. В последнее время у него не всегда получается отдать свой товар на реализацию в магазины, сетует он: в рознице его скворечник стоит 1000 руб., а такая же продукция эконом-класса конкурентов – 500–700 руб. Лапшин понимает, что его скворечники хуже продаются из-за высокой цены, но говорит, что не хочет сокращать себестоимость, потому что тогда придется делать скворечники более низкого качества. Следствием настойчивости Лапшина явилось падение продаж мастерской за год вдвое. В 2014 г. выручка была 2,5 млн руб, а в 2017 г. – 0,7–1 млн руб.
По данным ФНС, число микропредприятий за 2017 г. увеличилось на 92 700. Однако уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов уверяет, что рост произошел за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей (ИП). При этом за 2017 г. и начало 2018 г. с рынка ушло 2355 малых компаний, общее количество малых предприятий уменьшилось до 264 500. Одна из наиболее распространенных причин их ухода из бизнеса – трудная экономическая ситуация в стране и падение спроса.
Серая зона
Но чаще всего предприниматели жаловались на поборы государства: 58% были недовольны налогами, еще 6% – страховыми взносами. Как заявил недавно Титов, в России сейчас 6,1 млн предприятий малого и среднего бизнеса и 95% из них – микробизнес. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП – 20–21% и существенно не растет: эти компании мало зарабатывают.
Если платить все налоги, нужно прекращать операционную деятельность, признался «Ведомостям» некрупный предприниматель на условиях анонимности. А совладелица туристического агентства, которое работает с иностранными туристами в России, рассказала, что вынуждена нарушать закон и не брать в штат гидов, с которыми сотрудничает, потому что не готова платить высокие страховые взносы и резко увеличивать фонд оплаты труда, чтобы сохранить зарплаты гидов в неизменном виде. Выручка ее компании – 20 млн руб. в год, деньги нужны не только на фонд оплаты труда, но и на рекламу, и на общее развитие бизнеса. Выплата всех положенных по закону налогов и сборов означает, что компания перестанет развиваться.
Малый бизнес, который работает по серым и черным схемам, не может даже обратиться за господдержкой: для получения такой поддержки нужно платить все налоги и регистрироваться в государственном реестре юридических лиц, говорит Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista.
Чтобы выживать, малые компании вынуждены работать в тени, экономить на налогах и страховых взносах, говорит член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. Многие предприниматели не обращаются за господдержкой именно потому, что знают: чтобы договориться с государством, им придется легализовать все свои бизнес-процессы. Но даже для легального бизнеса вероятность получить субсидии и льготы невысока – фонды поддержки требуют большого пакета документов, предъявляют высокие требования к участникам конкурсов, долго выбирают получателей субсидий – расходы на легализацию бизнеса могут оказаться выше, чем сама господдержка.
«Несколько моих знакомых предпринимателей надеялись получить поддержку государства, легализовали все бизнес-процессы, но получили минимум поддержки и массу проблем», – рассказал «Ведомостям» предприниматель, который производит и продает велосипеды. Сам он и не думает выходить из серой зоны: лучше рассчитывать только на себя и свои деньги – и не надо ни перед кем отчитываться.