На сувенирных гусиных перьях можно неплохо заработать

Экономист из Санкт-Петербурга разводил гусей, но перья оказались выгоднее гусятины
Дмитрий Романов, экономист по образованию, стал фермером поневоле
Дмитрий Романов, экономист по образованию, стал фермером поневоле / Евгений Егоров / Ведомости

Фермерством 45-летний Дмитрий Романов занялся от безысходности. Романов после университета несколько лет работал кредитным инспектором в Башкредитбанке (куплен «Уралсибом») и в 2000 г. открыл инвестиционную фирму, которая занималась кредитным брокерством, а также помогала российским предприятиям финансировать экспортные и импортные контракты. Выручка компании в самые удачные годы доходила до 20 млн руб. в год. Но в 2015 г. она разорилась из-за антироссийских санкций. Знакомые посоветовали Романову разводить гусей и продавать на мясо. Но и здесь Романову не повезло: по его словам, гуси ели много, а толстели медленно, заработать удалось копейки. А вот гусиное перо оказалось ходовым товаром – точнее, сувенирные гусиные перья. Сейчас сувенирные перья Крестьянско-фермерского хозяйства Романова (КФХ) охотно покупают музеи. В 2017 г. выручка предпринимателя составила 6 млн руб.

Гусь в коровнике

Еще до закрытия своей инвесткомпании Романов пришел в новгородское подразделение Россельхозбанка (в Новгороде находилось подразделение фирмы), чтобы договориться о финансировании клиентов. В разговоре выяснилось, что банк распродает залоги проблемных заемщиков и можно дешево купить молочную ферму и санаторий – за 3 млн руб. Романов вложил 2 млн руб., еще 1 млн внес его бывший сослуживец Евгений Архипенко. Но потом оказалось, что полуразрушенные коровники и санаторские корпуса невозможно сдать в аренду, нужен ремонт на 100 млн руб. Таких денег не было. Знакомый посоветовал выращивать в разрушенных коровниках гусей: мол, гуси неприхотливы, содержать их недорого, нужно только огородить загоны.

В 2016 г. Романов зарегистрировал ИП «КФХ Романов Д. А.» и вместе с Архипенко начал приводить в порядок старые коровники. Друзья купили в Московской области 500 гусей, гусиные яйца и к ним инкубаторы. Гусей выращивали по книжкам: несколько недель яйца лежали в одном инкубаторе, а потом, когда они стали наклевываться, друзья перевели их в другой инкубатор, а затем держали вылупившихся птенцов под теплой лампой. В запуск фермы Романов и Архипенко вложили 2 млн руб.

Но уже к 2017 г. стало ясно, что продавать гусиное мясо невыгодно – гуси прожорливы и плохо набирают вес. А чтобы торговать гусятиной, нужны были ветеринарные справки. Романов вспоминает, как однажды ему не выдали ветеринарную справку из-за того, что территория фермы не была полностью огорожена забором, как того требуют санитарные нормы. Обносить оградой 1000 кв. м было слишком дорого. От продажи мяса пришлось отказаться. Тогда партнеры стали разводить на ферме кур и перепелов – ради яиц. Рентабельность продаж яиц составляет примерно 50%. На ферме остается 50 гусей, которые несут яйца. Предприниматель планирует продавать гусят другим фермерам. Выручка фермы за 2017 г. оказалась очень маленькой – около 300 000 руб. Но гуси помогли взлететь более успешному бизнесу Романова.

Побочный продукт

Еще в 2016 г. Романов задумался, как можно использовать гусиное перо. Он начал собирать перья в гусиных загонах, дезинфицировал их и вручную заострял ножиком под чернила. Он понял, что перья должны быть не менее 32 см длиной: маленькие перья ломаются. А большие перья на ферме Романова были редкостью – гуси много дерутся и в драках оперение страдает. Поэтому Романов стал закупать перья в соседних хозяйствах по 500 руб. за 1 кг. Из каждого килограмма для заточки подходило не более восьми штук.

Фотографии первых заточенных перьев Романов разослал по музеям Новгородской и Псковской областей, предложив покупать у него перья по 80 руб. за штуку как сувениры для туристов. Цену взял с потолка, признается предприниматель. Переговоры с несколькими петербургскими музеями показали, что на сувениры больше годятся не чернильные перья, а перья с шариковыми стержнями. Романов заказал стержни у найденных по интернету китайских поставщиков. Стержни увеличили себестоимость сувенирного пера ненамного, на 10 руб. Сейчас Романов продает перья по 90 руб. за штуку, а музеи выставляют их по 160–180 руб. за штуку.

Писчее перо своими руками за восемь шагов

1. Найдите подходящее перо, длинное и без повреждений.
2. Соскоблите ножом перышки с нижней части пера, чтобы его удобно было держать в руке.
3. Замочите перо на ночь в воде. Это необязательно, но такое перо легче гнется.
4. Вставьте перо в песок, нагретый до 60–65 градусов, оставьте до полного остывания песка. Этот шаг тоже необязателен, но закаленное таким образом перо прочнее и реже нуждается в заточке.
5. Сделайте срез на конце под углом 45 градусов, а напротив – надрез под углом 5–10 градусов. Второй надрез должен образовать полукруглый желобок.
6. Сожмите пальцами полукруглый желобок так, чтобы перо внизу расщепилось пополам. Перо не сломается, ведь оно стало гибким после вымачивания в воде.
7. Затупите кончик для письма ножом, чтобы перо не оставляло кляксы.
8. Придать более яркий цвет перу можно с помощью краски для волос. Надо развести краску в пластиковой таре, опустить в нее перо и держать, пока оно не окрасится полностью. Остатки краски надо смыть водой.

Музейная ценность

Марина Страйстар, руководитель сувенирной службы Новгородского музея-заповедника (включает музеи Достоевского, Некрасова и Успенского), рассказывает, что уже раньше видела сувенирные перья в музеях в пушкинских местах и подумывала закупить подобные сувениры и для своего музейного комплекса. Романов, говорит она, подоспел вовремя со своими перьями. Музей закупил у него небольшую партию в 100 шт. Перья были, по словам Страйстар, пушистые и гладкие, посетители их сразу раскупили. С тех пор музей закупает у Романова перья небольшими партиями в 100 шт. раз в месяц.

В Москве ему удалось сразу договориться с Третьяковской галереей. Третьяковка как раз в 2016 г. начала развивать сувенирные магазины и расширяла ассортимент. Она сотрудничает с Романовым с 2016 г., рассказывает Марина Акулинина, менеджер отдела продаж Третьяковской галереи. По ее словам, музей берет перья на реализацию небольшими партиями в 100 шт. Перья довольно популярный сувенир и у детей, и у взрослых, говорит Акулинина. За полгода предприниматель заключил 100 договоров с музеями в разных городах, от Санкт-Петербурга до Ханты-Мансийска.

Китайское перо

В 2017 г. пошел поток заказов от музеев, и Романов нанял для обработки пера пять человек, закупил новое оборудование для дезинфекции и покраски пера. Он вынес производство перьев на территорию заброшенного санатория, который простаивал с того момента, как Романов и Архипенко купили его у банка. Романов вложил 3 млн руб. в ремонт помещений в санатории. В 2017 г. Романов продал музеям около 80 000 перьев на сумму почти 5 млн руб. Операционная рентабельность составила 50%, говорит Романов.

Но попытки найти новую клиентуру оказались неудачными. Частные сувенирные магазины не хотели покупать перья у Романова – предпочитали более дешевые китайские. Продавец-консультант магазина «Красный карандаш» на Чистых прудах Александр Бирюков уверяет, что никогда не слышал о сувенирных перьях российского производства. Сеть «Красный карандаш» закупает перья из Китая и Великобритании, английские дороже, но красивее и имеют прочные металлические наконечники. Елена Овсянникова, продавец петербургского интернет-магазина Art.pero, говорит, что магазин торгует только китайскими перьями, но не писчими, а для театральных костюмов и украшений. Стоят перья от 30 до 1000 руб. за штуку.

Романов решил обратиться в крупные компании, продающие сувениры, и начал с «Почты России», которая предлагает сувениры клиентам в отделениях. В петербургском и новгородском подразделениях «Почты России» ему отказали. Сейчас предприниматель направил запросы в другие подразделения в Центральном федеральном округе и ждет ответа. Представитель «Почты России» говорит, что компания с Романовым не сотрудничает, потому что торгует в основном брендированной продукцией. Романов звонил и менеджерам по закупкам РЖД. Представитель РЖД рассказал, что компания продает пассажирам сувениры с корпоративной символикой: подстаканники, детские игрушки и брелоки. Но он не подтвердил факт переговоров. Он сообщил лишь, что РЖД закупает сувениры по доходным договорам.

В том же 2017 году Романов стал выпускать фотозакладки с магнитами и гипсовые сувениры с магнитами на холодильники. За 100 000 руб. он закупил емкости и приспособления для перемешивания гипса и стеллажи для его сушки. Закладки он не печатает – только сам разрабатывает дизайн для типографии. Выручка от закладок и магнитов составила 1 млн руб. Покупателями стали те же музеи. Романов надеется, что в 2018 г. его выручка вырастет в 2 раза благодаря расширению сотрудничества с музеями.