Почему женщины зарабатывают меньше, чем мужчины
Ученые изучили причины гендерных зарплатных разрывов в UberЗа последние пять лет в таких странах, как Австралия, Япония, Германия, Литва, Швеция, Швейцария или Великобритания, были предложены либо приняты законы, обязывающие компании анализировать зарплаты сотрудников и публиковать данные о гендерном разрыве. Но уже стало понятно, что определить причину разрыва по этим данным очень трудно.
Когда новые требования стали вступать в силу, обнаружились две проблемы. Первая – как получить от компаний хоть сколько-нибудь полезную информацию. Вторая – неточная формулировка вопросов, как показало исследование гендерного разрыва доходов водителей Uber.
Первую проблему легко проиллюстрировать на примере Великобритании. Правительство обязало компании со штатом сотрудников более 250 человек к апрелю опубликовать данные о среднем и медианном зарплатном разрыве. Более 30 компаний уже заявили, что и средний, и медианный разрыв у них равен нулю, а это статистически неправдоподобно. Одна компания отчиталась о медианном разрыве в 116%, что невозможно. До сих пор данные опубликовала только каждая шестая компания.
Противоположностью отрывочным данным по Великобритании выглядит исследование, проведенное по другую сторону Атлантики. Компания Uber в сотрудничестве с учеными проанализировала доходы более 1 млн своих водителей в США и продемонстрировала, насколько полезным может быть скрупулезный анализ.
На первый взгляд не очевидно, почему вообще между доходами водителей Uber должен существовать гендерный разрыв. Алгоритм, распределяющий заказы между водителями, не осведомлен об их половой принадлежности. Стоимость поездки не зависит от пола водителя, а Uber не ограничивает рабочие часы для женщин-водителей. Тем не менее по результатам исследования выяснилось, что мужчины-водители в Uber зарабатывают в час в среднем на 7% больше женщин.
По мнению исследователей, разрыв объясняется тремя причинами. Первая – мужчины-водители ездят быстрее женщин в среднем на 2,2%, что позволяет им совершать в час больше поездок. Вторая – мужчины в среднем имеют больше опыта вождения и работы в Uber, чем женщины. Они работают большее количество часов в неделю и в целом имеют больший стаж работы в Uber. При этом водители, совершившие более 2500 поездок, зарабатывают в час почти на 14% больше тех, кто еще не завершил первую сотню поездок, так как уже разработали и отточили тактики повышения своего заработка. Третья – мужчины-водители чаще работают в тех частях города, где бывает больше выгодных заказов.
Исследователи приходят к выводу, что даже в экономике свободных заработков, которые не зависят от половой принадлежности работника, женщины получают более низкий доход из-за своих «предпочтений, диктуемых полом», – где ездить, сколько поездок совершать и с какой скоростью. Другими словами, более низкий доход женщин-водителей обусловлен их собственным выбором.
Однако понятия «выбор» и «предпочтения» довольно коварны. В одних случаях человек более свободен в своем выборе, в других – менее. Выбор скорости движения, вероятно, можно считать свободным. Впрочем, Uber не помешало бы провести исследование, насколько система вознаграждения водителей компании поощряет манеру езды, безопасную для пассажиров. Однако возникает вопрос: не избегают ли женщины-водители некоторых районов города, где можно получить выгодные заказы, просто потому, что не чувствуют себя там в безопасности? Если так, то выбор между заработком и безопасностью – уже совсем другой выбор.
В американском исследовании Uber недостаточно данных, чтобы понять, повлияли ли на его результаты опасения женщин-водителей за свою безопасность. Однако не следует думать, что «предпочтения, диктуемые полом», – фактор, на который работодатель не может или не должен влиять. Uber никак не может повлиять на тот факт, что женщины более уязвимы перед сексуальным насилием, чем мужчины, но может доработать свое приложение, чтобы повысить уровень защиты женщин-водителей. Юридическая фирма не может повлиять на то, что многие женщины по-прежнему выполняют гораздо больше работы по дому, чем мужчины. Но может сделать так, чтобы из претендентов на руководящие позиции не исключались автоматически все те, кто не может трудиться 50 часов в неделю.
Перевела Надежда Беличенко