Как «театр успеха» Джеффри Иммельта скрывал проблемы General Electric

Культура игнорирования плохих новостей в GE обернулась стратегическими ошибками
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Бывший глава General Electric (GE) Джеффри Иммельт был блестящим оратором. Каждый год он устраивал прием на курорте Сарасота во Флориде, где делился с инвесторами и топ-менеджерами своим видением будущего компании. Однако в мае прошлого года некоторым присутствовавшим почудилась в его выступлении некоторая неуверенность. Иммельт заверял, что его прогнозы по прибыли на 2018 г. вполне достижимы, а стоимость акций GE на рынке не соответствует реальному положению дел в компании. В тот день акции GE стоили около $28, а за следующие полгода котировки рухнули на фоне общего роста рынка и сейчас не превышают $15. По мнению источников, близких к компании, падение капитализации было отчасти обусловлено ранее существовавшим в GE «театром успеха».

Спустя несколько недель после майского выступления Иммельт объявил об отставке. Новым гендиректором GE стал Джон Флэннери. К концу прошлого года он вдвое сократил дивиденды и запустил программу реструктуризации, в рамках которой компания может сократить тысячи рабочих мест и избавиться от активов на $20 млрд. Сейчас регуляторы США проверяют отчетность GE по некоторым сделкам, а Флэннери думает о разделении компании, имеющей 125-летнюю историю.

Иммельт и его заместители излучали оптимизм относительно состояния и будущего GE, не всегда соответствовавший реальному положению дел и ситуации на рынках, свидетельствуют более десятка бывших и действующих руководителей и инвесторов. Самоуверенность топ-менеджеров передавалась подчиненным и сказывалась на управленческом стиле других руководителей.

Вера в светлое будущее

Следствие – нереальные финансовые цели, несвоевременные сделки и неверные решения о вложении свободных средств GE. За последние три года GE потратила более $29 млрд на обратный выкуп собственных акций по средней цене $30 – вдвое выше текущих котировок.

«GE всегда транслирует только позитивную информацию. Между тем, что они говорят, и тем, что происходит на самом деле, большая разница, и это вызывает недоверие», – говорит аналитик Deutsche Bank Джон Инч. «Среди менеджмента GE не принято было говорить: «Я не могу», – подтверждает основатель MDA Leadership Consulting Сандра Дэвис.

Когда-то GE была самой дорогой корпорацией США и воплощением индустриальной мощи и управленческого успеха. Однако в последнее время дела у компании шли плохо, и лишь немногие знали насколько. По словам осведомленных источников, даже совет директоров компании получил представление об истинной глубине проблем в ее крупнейшем подразделении GE Power только спустя месяцы после ухода Иммельта. По словам некоторых источников, сейчас в GE идут проверки на всех уровнях, чтобы выяснить, как такая ситуация стала возможной.

Некоторые топ-менеджеры GE понимали, что цель Иммельта – прибыль $2 на акцию в 2018 г. – недостижима, и были удивлены, что в мае он опять назвал эту цифру. Бывший финансовый директор GE Кит Шерин уверяет, что бывший глава GE не отличался чрезмерным оптимизмом. По его словам, Иммельт решал бы проблему вместе со своей командой, принимая во внимание разные точки зрения и в постоянном контакте с советом директоров.

Тем не менее Иммельт не любил ни получать, ни сообщать плохих новостей, утверждают несколько работавших с ним топ-менеджеров. Он хотел, чтобы люди выполняли целевые показатели продаж и прибыли, и верил, что сможет реализовать свои прогнозы, добавляют они.

Промышленность подвела

Предшественник Иммельта Джек Уэлч в 1980–1990-х гг. добился устойчивого роста прибыли и капитализации GE, заключая удачные сделки и активно сокращая расходы и персонал. Кроме того, Уэлч построил успешное финансовое подразделение – GE Capital, которое годами приносило огромные прибыли, но во время последнего финансового кризиса чуть не потопило всю компанию. После продажи большей части бизнеса GE Capital Иммельт предложил стратегию развития промышленных подразделений GE, они должны были компенсировать потерю доходов от финансового бизнеса. Однако стратегия не сработала.

Иммельт увеличил расходы GE на исследования и нанял тысячи разработчиков ПО для оборудования, которое производит GE. Два крупных подразделения – авиационное и производство медоборудования – демонстрировали хорошие результаты. Однако прибыль и выручка нефтяного и энергетического подразделений GE упали, этого Иммельт не ждал. Он сделал ставку на энергетический бум, и GE вложила в производство оборудования для нефтяной отрасли более $14 млрд за 10 лет. В 2014 г. GE вложила более $10 млрд в покупку производства энергетического оборудования у конкурента – компании Alstom. Сейчас некоторые топ-менеджеры GE считают, что та сделка была несвоевременной, а цена – завышенной. После закрытия этой сделки Стив Больтце, тогдашний гендиректор GE Power и один из претендентов на кресло Иммельта после отставки последнего, вместо того чтобы поднять цены на продукцию, начал демпинговать, стремясь нарастить долю рынка. По мнению аналитиков, это было ошибкой.

Только в сентябре 2017 г. совет директоров GE получил представление об истинном масштабе проблем в GE Power – подразделении, на которое приходилось 30% годовой выручки корпорации. Компания накопила слишком много нераспроданной продукции и была вынуждена предоставлять значительные скидки, чтобы выполнить планы продаж.

Отчасти эта проблема – следствие поведения Иммельта, говорят люди, близкие к компании. По их словам, Иммельт предупреждал совет директоров о рисках GE Power, но преуменьшал их. Представитель Иммельта настаивает, что топ-менеджеры и члены совета директоров были в курсе ситуации и участвовали в определении целевых финансовых показателей. Заказы GE Power в IV квартале 2017 г. упали на четверть по сравнению с тем же периодом предыдущего года. В декабре GE объявила о замене большей части руководства этого подразделения и о планах сократить 12 000 рабочих мест (почти 18% сотрудников GE Power).

Перевела Надежда Беличенко