Как изменятся зарплаты в 2018 году

Кому ждать повышения, а кому не стоит рассчитывать даже на индексацию
<br>

/ Варвара Гранкова

Большинство компаний, опрошенных Antal Russia, заявили, что заложили в бюджет следующего года индексацию не более 4–6%. А около трети респондентов (33%) либо еще не определились с индексацией, либо не планируют повышать зарплаты вовсе. О планируемой прибавке более чем в 15% объявил лишь 1% респондентов. И это гораздо более скромные планы, чем те, что были у компаний на 2017 г.: тогда в бюджет закладывали повышение зарплат на 7–9%, говорится в отчете Antal.

Даже в самые благополучные годы компании опасались непредвиденных изменений и не хотели брать на себя лишние обязательства по прибавкам к зарплатам. Сейчас они еще больше осторожничают, говорит специалист по компенсациям и партнер компании Strategic Business Partner Елена Каминская.

Крупные компании могут повысить жалованье работникам даже на 10%, прогнозирует управляющий партнер агентства «Контакт» Марина Тарнопольская. Но большинство малых и средних компаний вообще не будут ничего повышать – у них не принято индексировать зарплаты каждый год, оклады увеличивают раз в два или в три года или когда не могут нанять человека на определенную должность на прежний оклад, объясняет эксперт.

Не всем, а немногим

Сеть ресторанов быстрого питания KFC в последние годы зарплаты индексировала ежегодно и всем сотрудникам, рассказывает представитель KFC. Он говорит, что индексация в 2018 г. будет зависеть от ситуации на рынке. «Coca-Cola HBC Россия» дала похожие ответы – что провела индексацию в 2017 г., но не знает, что будет в 2018 г. «Фосагро», «Крок» и «СКБ контур» не ответили на вопрос по существу, указав лишь, что вознаграждение пересматривается 1–2 раза в год и зависит от индивидуальных результатов.

В 2018 г. компании, заявившие о намерении увеличить фонд оплаты труда, не будут проводить индексацию, а повысят зарплаты отдельным сотрудникам, говорит заместитель гендиректора кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Баскина. Самые щедрые прибавки получат работники IT-сектора, который бурно развивается, и агропромышленного комплекса, где большой дефицит кадров, небольшие повышения ждут работников отдельных компаний розничной торговли, совсем ничего не прибавят банковским служащим, объясняет Тарнопольская. Работники, которые надеются на прибавку в следующем году, будут разочарованы, поэтому работодателям придется заботиться больше, чем прежде, о нематериальной мотивации и удержании персонала, говорит управляющий директор Antal Михаэль Гермерсхаузен.

Увеличение перераспределением

Некоторые компании нашли простой способ увеличить зарплаты – они увольняют персонал и перераспределяют фонд оплаты труда между меньшим числом сотрудников, замечает Каминская. По данным исследования Antal, более 20% работодателей планируют в 2018 г. сократить штат в административных отделах, в отделах финансов и бухгалтерии, а также в логистике и в закупках.

Свежий пример: 15 декабря Центробанк объявил открытый конкурс на услуги аутплейсмента для 5230 специалистов и руководителей структурных подразделений банка в Москве и семи регионах. Столько людей регулятор сократит в 2018–2020 гг., и им понадобится помощь в трудоустройстве. Сумма контракта на аутплейсмент составляет 37,9 млн руб.

Многие компании практикуют аутсорсинг хозяйственных функций, например бухгалтерского учета или ремонтных работ, а в результате зарплаты оставшихся в штате сотрудников вырастают, говорит партнер компании Cornerstonе Владислав Быханов.

Боты, а не люди

В 2018 г. компании продолжат сокращать расходы на управление персоналом – например, с помощью автоматизации подбора массового персонала. Как отмечает Antal, это едва ли не главная тенденция в сфере управления персоналом за последние несколько лет. Более половины участников исследования оценили уровень автоматизации процессов управления персоналом в собственной компании как средний или высокий. Кадровое делопроизводство автоматизировано у 90% работодателей, более половины компаний ведут пилотные проекты по автоматизации рекрутмента и оценки персонала. Чаще всего они используют ботов для сортировки резюме и приглашения на собеседование, уточняет Баскина.

Например, сеть «Пятерочка» к осени 2017 г. увеличила набор с 5000 до 15 000 человек в месяц. В этом ей помогли цифровые технологии: робот «Вера», разработанный компанией Stafory, который за три месяца пилотного проекта в Санкт-Петербурге обзвонил 16 600 человек, и чат-бот XOR для вызова кандидатов на собеседования. По данным X5 Retail Group, роботы сократили срок найма одного сотрудника до 5,5 дня. Раньше рекрутеры-люди тратили на одного кандидата от трех до 20 дней, сообщает X5 Retail Group.