Новогодние премии стали еще скуднее

Сотрудников не поощрят две трети компаний, топ-менеджеры без бонусов не останутся
<br>

/ Варвара Гранкова

Многие компании заканчивают год хуже ожиданий – несмотря на небольшой рост экономики, покупательский спрос по-прежнему невысок, а в некоторых сегментах рынка даже снижается, говорит гендиректор Rabota.ru Александр Ветерков. По его словам, издержки компаний увеличиваются, а прибыль падает.

Портал Rabota.ru опросил директоров по персоналу 151 компании и выяснил, что предновогодние премии готовы заплатить только 31% работодателей против 34% в прошлом году. При этом почти 24% выплатят меньше одного оклада – около 10% (в 2016 г. респонденты платили 30% оклада).

Устаревшая прогрессивка

По данным опроса Rabota.ru, только 6% работодателей начислят сотрудникам тринадцатую зарплату. Традиционная тринадцатая зарплата всем сотрудникам осталась только на предприятиях с сильными традициями, уцелевшими с советских времен, или в компаниях со стабильными госзаказами, объясняет партнер компании Strategic Business Partner Елена Каминская.

Директор по персоналу компании Hoff Татьяна Конева говорит, что все премии в Hoff зависят от KPI работников. По ее словам, продавцы получают ежемесячные премии, директора магазинов – квартальные, гендиректора и топ-менеджеры – полугодовые. Но никому не выплачивают специальные премии под Новый год. В Hoff доходы сотрудников формируются на основе показателей компании в сопоставимые периоды – объема продаж, прибыли, среднего размера заказа, количества заказов, клиентов и товаров. В этом году, говорит она, сотрудники Hoff получили на 5% большие вознаграждения по сравнению с прошлым годом.

80% крупных компаний в этом году заплатят годовые бонусы рядовым сотрудникам, полагает управляющий партнер «Экопси консалтинга» Марк Розин. По его мнению, премии будут выше в крупнейших компаниях тех отраслей, которые в уходящем году хорошо развивались, – фармацевтике, торговле, IT-индустрии. По оценкам Korn Ferry Hay Group (KFHG), самые большие бонусы в денежном выражении будут выплачены традиционно в нефтегазовом, банковском и IT-секторах. Премировать в конце календарного года компании будут разве что низовой персонал, работа которого мало влияет на финансовые показатели, говорит Каминская.

Заработали меньше

В компании – производителе минеральных удобрений «Фосагро» руководящим сотрудникам заплатят в марте, рассказывает представитель компании. В «Фосагро» с 2013 г. действует программа мотивации руководителей высшего и среднего звена, основанная на KPI, и бонус каждого менеджера напрямую зависит от его результатов, а также от EBITDA группы. Выплачивается бонус после консолидации финансовой отчетности по МСФО. А сотрудники, не охваченные системой KPI, получат так называемую тринадцатую зарплату, сообщает «Фосагро».

Топ-менеджерам компании не рискнут заплатить раньше марта-апреля, когда завершится финансовый год, тем более что у руководителей большую часть дохода составляет именно переменная часть, говорит Каминская. Даже если у компании есть деньги, работа по многим контрактам еще идет, не все выплаты произведены и прибыль не подсчитана. В конце года точно вычислить бонусы топ-менеджерам невозможно, поэтому деньгами никто заранее разбрасываться не хочет – вдруг окажется, что компания забыла учесть какие-нибудь траты или случится что-то непредвиденное, говорит эксперт.

Зато 70% крупных компаний начислят дополнительные бонусы высшему руководящему составу, когда финансовый год закончится, рассказывает Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». Розин предполагает, что топ-менеджеры компаний – лидеров рынка получат в этом году до половины годового оклада.

По данным исследования 650 российских компаний, проведенного KFHG, большинство компаний заложили в бюджет бонусы высшему руководству примерно в 7 ежемесячных окладов, а все остальные категории сотрудников в среднем получают 1,7–2,8 оклада в качестве премий (при выполнении плановых KPI).

Выплаты этого года будут меньше, чем в предыдущие годы, замечает Оксана Морсина, управляющий партнер RosExpert. По ее словам, доходы топ-менеджмента сократились в среднем на 30–50% как раз за счет переменной части: бонусов и премий. Особенно пострадали инвестиционный банкинг и фонды прямых инвестиций, так как объем инвестиций сократился. Поскольку сделок нет и план по инвестициям не выполняется, топ-менеджеры в этих сферах не получают практически никаких премий. Меньше всего – только на 30% – сократились доходы топ-менеджмента в промышленности, добавляет она.

Истратили резервы

В большинстве российских компаний на дополнительные выплаты работникам выделяется фиксированный премиальный фонд, лишь у небольшого числа предприятий его размер зависит напрямую от прибыли, утверждает Финкельштейн. Размер премиального фонда обычно привязывают к прибыли те компании, где сроки исполнения сделок и контрактов очень короткие, замечает Каминская. Компании с длительным периодом реализации продукта или длинным циклом производства закладывают один и тот же резерв на премирование, но полностью тратят его на премии, только если бизнес все время показывал хорошие результаты и не расходовал резерв на покрытие издержек, говорит эксперт.

В этом году многие свои резервы истратили: 47% респондентов Rabota.ru заявили, что вовсе не заплатят премий именно потому, что их бюджет в этом году сильно ограничен. Некоторые оправдали отсутствие премий и без того хорошими зарплатами (более 6%). Почти 15% сказали, что вместо премий готовы потратиться на новогоднюю корпоративную вечеринку, детские подарки и билеты на новогодние представления для сотрудников. Это хороший выход из положения, полагает Каминская. Подарки и вечеринки обойдутся компаниям дешевле, чем выплаты бонусов, и при этом создадут у сотрудников праздничное настроение.

По ее мнению, в нынешней ситуации сотрудников должно насторожить желание руководства выплатить неожиданно щедрые бонусы – это может означать, что начальство решило начислить дополнительные выплаты именно в декабре, когда ставка страховых взносов меньше, чем в начале года, зато в следующем году компания не проведет обещанную индексацию зарплат.

Малые и средние

Сергей Сиренко, гендиректор небольшой Фабрики шнуров в Челябинске, ни разу не выплачивал сотрудникам годовые бонусы с момента создания компании в 2012 г. По его словам, фабрика еще не доросла до того, чтобы начислять сотрудникам годовые премии: в первом полугодии 2017 г. выручка немного выросла по сравнению с тем же периодом 2016 г., но после июня рост прекратился и компания сосредоточилась на поддержании и сохранении бизнеса. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Фабрика шнуров» в 2016 г. составила 105,5 млн руб. без НДС, чистая прибыль – 2 млн руб. По словам Сиренко, пока фабрика выплачивает лишь квартальные премии и, если следующий год будет удачнее этого, через год начнет платить сотрудникам тринадцатую зарплату. В зависимости от результатов кто-то получит еще один оклад, кто-то меньше, а кто-то больше одного оклада. Но это произойдет только в том случае, если фабрика покажет хорошие результаты в 2018 г., говорит Сиренко.

В отличие от крупного бизнеса большинство мелких и средних компаний не смогут в этом году заплатить сотрудникам годовые премии, говорит Розин. По его словам, в 2017 г. на рынке происходило дальнейшее расслоение – крупные компании продолжали расти, мелкие разорялись, а средние с трудом выживали. Денег на поощрительные выплаты сотрудникам у них не осталось, заключает эксперт.

<br>