Как внештатнику заработать на зарубежных заказах

Где искать иностранных клиентов и что нужно знать об их требованиях
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Несколько лет назад дизайнер-аниматор Александр Перстов был штатным сотрудником российской IT-компании. Но потом у компании начались финансовые проблемы, заработки Перстова упали, и он решил уйти на вольные хлеба. Перстов решил искать зарубежных клиентов, которые могли бы заплатить больше, чем российские заказчики. Сейчас он выполняет заказы для фирм из США, Великобритании и Австралии через биржу фрилансеров Upwork. Сначала бывало, что гонорар Перстова составлял 3000 руб. в месяц, а теперь, по его признанию, он зарабатывает в самые удачные месяцы до 600 000 руб. О возвращении на штатную работу Перстов и не думает.

По данным совместного исследования компаний Pay Pal и Data Insight, 52% российских фрилансеров в первой половине 2017 г. работали и на российских, и на иностранных заказчиков, а 14% – только на иностранцев. Среди видов деятельности, которая принесла им наибольший доход, респонденты, сотрудничавшие с иностранцами, назвали дизайн (17% опрошенных), IT-разработку (14%), маркетинг и переводы (по 4% респондентов), а также редактуру текстов (3% опрошенных). Всего в онлайн-опросе приняли участие 500 российских внештатных работников.

Кто нужен

Татьяна Дворникова, внештатный редактор британского издания Open Demoсracy, вспоминает: пока она работала с российскими изданиями, у нее в кошельке было то густо, то пусто – заказы поступали с перебоями. Британцы же гарантированно платят, если ты хорошо и вовремя выполнил работу. В обязанности Дворниковой входит поиск авторов по всему СНГ, их статьи потом переводятся на английский и публикуются в разделе журнала по России. Она получает план по подготовке определенного числа статей и если его не выполняет, то заработает меньше.

Западные заказчики обеспечивают российских фрилансеров стабильным куском хлеба, а работать с ними очень удобно, говорит Федор Вирин, основатель агентства Data Insight. Если фрилансер хорошо работает, то заказы идут один за другим, а заработки сопоставимы со штатными окладами. В среднем, по данным исследования, российский фрилансер получает в месяц 6 иностранных заказов против 7,3 заказа от российских клиентов, на одном разовом заказе от иностранцев может заработать до 13 813 руб. против 5788 руб. за заказ от российской компании. Но самое трудное – эти заказы получить.

По данным исследования, 33% российских фрилансеров сотрудничают с иностранными клиентами менее года и только 14% – более пяти лет. При этом 26% внештатников получали разовые задания, 49% получили повторный заказ от клиента, а у 26% счастливчиков – постоянные заказы из-за рубежа.

Не продешевить

Чтобы сформировать достойное портфолио выполненных работ и получить высокий рейтинг, фрилансеры на старте соглашаются выполнять престижные заказы за небольшие гонорары или бесплатно в расчете на то, что они хорошо заработают на следующих заказах, говорит Анастасия Ховрина, менеджер российской интернет-платформы «Фрилансим».

60 697 руб. в месяц

в среднем зарабатывает внештатный работник на постоянных заказах иностранных клиентов. При работе на российского заказчика доход фрилансера ниже – 53 273 руб.
39% фрилансеров, сотрудничающих с российскими клиентами, получают заказы благодаря личным связям. Среди внештатных работников, ориентированных на зарубежных клиентов, эта доля ниже – 16%

И это ошибка, считает Перстов. Чтобы заработать репутацию среди иностранных заказчиков, он сначала брал мелкие заказы по $50–200, но только в развитых странах типа США и за высокий гонорар, чтобы показать, что он профессионал и не склонен трудиться за копейки, лишь бы получить заказ. Первые работы он разместил в портфолио на бирже Upwork и собрал отзывы клиентов, чтобы повысить рейтинг на бирже фриланса (рейтинг составляется по отзывам клиентов). Крупные заказчики появились примерно через год, вспоминает Перстов.

Наиболее востребованы на международном рынке российские программисты, говорит Ховрина. У них высокая квалификация, и практически все хотя бы немного знают английский язык, это необходимое условие для общения с иностранными заказчиками. Но конкуренция высока, так как на иностранных биржах множество хороших специалистов из развивающихся стран, которые довольствуются невысокими гонорарами, отмечает она.

Личные связи

Наладить постоянный поток заказов помогают деловые контакты и личные связи. Это основной инструмент получения российских заказов, показало исследование, и третий по популярности для поиска зарубежных клиентов. Внештатный менеджер IT-проектов Юлия Севрук ранее трудилась в представительстве международной IT-компании в России. После увольнения сохранила базу клиентов и продолжала делать для них проекты, подключая команду из бывших коллег. Сейчас у нее два основных международных заказчика, с одним она работает пять лет, с другим – три года. В среднем в месяц ей удается заработать около 60 000 руб. Если она понимает, что в этом месяце заработает меньше, то сразу начинает искать более мелких заказчиков на разработку софта и жестко планирует график.

Севрук признается, что работать на фрилансе с иностранцами хлопотно, но иностранцы доплачивают за переработки, не отвлекают по выходным и назначают реальные сроки. Этим, говорит Севрук, они отличаются от российских заказчиков, у которых всегда все проекты горят, а их первая фраза в общении с исполнителем – «это надо было сделать вчера».

Дисциплина и бюрократия

Однако западные заказчики требуют дисциплины исполнения – они включают в техническое задание промежуточные сроки сдачи и, если фрилансер чуть опоздал или что-то не сделал, его моментально выкидывают из проекта и берут другого исполнителя, благо что на международном рынке полно китайских, индийских и вьетнамских фрилансеров, которые продуктивны и почти все сносно говорят по-английски, добавляет Антон Мажирин, сооснователь российской биржи fl.ru.

Российским фрилансерам осложняет жизнь чрезмерная бюрократия, в иностранных компаниях ее гораздо больше, чем в российских, говорит Мажирин. По каждому проекту западные заказчики составляют множество документов и так называемые брифы, в которых описаны все этапы и сроки работ. Потом эти документы согласовываются начальством компании-заказчика, в них вносятся правки, которые тоже надо согласовывать. А затем, когда фрилансера уже поджимают сроки, рассказывает Мажирин, может выясниться, что какая-нибудь мелочь осталась несогласованной и надо согласовывать ее повторно.

Как расплачиваются

Люди часто боятся, что незнакомые зарубежные клиенты обманут с оплатой. Иногда так и происходит. В этом, считает Севрук, чаще всего виноваты сами исполнители, потому что не поинтересовались репутацией заказчика, не проверили отзывы или не договорились заранее об условиях оплаты.

На онлайновой бирже для фрилансеров Upwork, через которую Перстов ищет новых клиентов, действуют такие правила оплаты заказов: компания-заказчик обычно переводит на счет биржи всю сумму по предоплате, эти деньги замораживаются на счете биржи, исполнитель видит в личном кабинете, что компания его работу оплатила, но получает доступ к деньгам, только когда работа полностью выполнена и заказчик ее принял. В тех случаях, когда выполнение заказа разбито на этапы, заказчик может переводить оплату частями – например, исполнителю обещают $200 после сдачи первой части работы, эти деньги сразу зачисляются на счет и исполнитель может их снять, когда первый этап работы над заказом завершен. После этого клиент тут же начисляет сумму, которую исполнитель получит за выполнение второй части работы. По словам Перстова, эта система разработана специально для того, чтобы подстраховать исполнителя, который не только не знает лично своих заказчиков, но и находится в другой стране. Но при непосредственном взаимодействии с зарубежными заказчиками, с которыми уже приходилось работать, Перстов выставляет счет постфактум, не получая никаких авансов. «Только звезды могут требовать 100%-ной предоплаты», – поясняет он.

Варвара Гранкова