Как бороться с грубиянами на работе

Компании, где процветает грубость, теряют клиентов и деморализуют сотрудников
<br>

/ Алексей Таранин /

При входе в офис калифорнийской юридической компании Bryan Cave посетители сразу замечают гранитную табличку, на которой высечены 10 пунктов кодекса вежливости фирмы. Там говорится, что сотрудники всегда говорят «спасибо» и «пожалуйста», приветствуют замечания и предложения, а также признают заслуги других людей. Такие правила могли бы показаться более уместными в детском саду, нежели в офисе юридической фирмы. Однако партнер фирмы Стюарт Прайс утверждает, что они служат ежедневным напоминанием о том, что общение на работе не должно выходить за рамки учтивости.

Проблема неучтивости и ее крайнего проявления – агрессивного поведения, или буллинга, – становится все более актуальной. Почти две трети американцев заявили, что в прошлом году стали жертвами буллинга на работе, показало исследование Кристин Порат, профессора менеджмента McDonough School of Business в Джорджтаунском университете. В 1998 г. так отвечали не более половины опрошенных. По критериям профессора Порат жертвами агрессивного поведения на работе можно считать респондентов, которые за последний год как минимум раз в месяц подвергались оскорблениям или грубости со стороны начальника или коллег.

После недавней череды сексуальных скандалов в Голливуде поведению сотрудников на работе уделяется пристальное внимание. Проверяя сообщения о сексуальных домогательствах, многие компании обнаружили, что грубость и оскорбления среди сотрудников распространены куда более широко, чем предполагалось. Неотесанные сотрудники дорого обходятся компаниям, предупреждают эксперты по менеджменту. Их поведение снижает производительность труда и отталкивает клиентов.

Компаниям приходится бороться с грубостью. Например, руководство Riot Games, производителя компьютерной игры League of Legends, опасалось, что грубость иных сотрудников может отпугнуть игроков и бросить тень на компанию. Менеджеры проанализировали записи в чатах более 1800 сотрудников, игравших в эту игру, и обнаружили связь между игроками с невыносимым стилем игры и сотрудниками, уволенными за последний год. Сейчас Riot Games просит у кандидатов на трудоустройство ссылку на их профиль в игре.

Бой невежам

Чаще всего агрессивное поведение встречается в компаниях с большим количеством молодых работников и значительной разницей в полномочиях, а также в организациях, где большая часть бизнеса держится на нескольких «звездах», следует из доклада, подготовленного в 2016 г. комиссией по обеспечению равных возможностей для трудоустройства. Авторы доклада рекомендовали работодателям создавать системы, где работники могут пожаловаться на плохое поведение коллег, возможно через третьих лиц.

Хуже работают

Профессор Порат подсчитала, как буллинг сказывается на работниках: участники, которых унижали, оказались на 33% менее успешными в решении задач и предлагали на 39% меньше идей во время мозговых штурмов.

Fidelity Investments недавно нанимала консультантов для оценки поведения сотрудников на рабочем месте. Несколько сотрудников Fidelity пожаловались на пренебрежительные замечания по поводу их внешности, сексуальные намеки в адрес женщин и агрессию в отношении представителей обоих полов. За последние шесть лет это привело к увольнению как минимум трех портфельных управляющих. Теперь Fidelity призывает сотрудников сообщать об оскорблениях со стороны коллег, не опасаясь возмездия, говорит представитель компании Винсент Лопоркио.

Трудный разговор

Чтобы избавиться от грубияна в офисе, нужно время. Несколько лет назад отдел кадров международного производителя продуктов питания начал получать жалобы сотрудников, что руководитель одного из подразделений оскорбляет подчиненных. В ситуации пригласили разобраться юриста и консультанта Синди Уоррен.

Конструктивная критика

Между жестким боссом, требующим результатов, и тираном-грубияном есть четкая разница. Консультант по кадровым вопросам Фрэн Сеплер часто напоминает клиентам о правиле: критиковать сотрудников можно только для того, чтобы улучшить их поведение и повысить качество их работы. Такая критика редко воспринимается как агрессивное поведение. «Это нормально – устанавливать высокие стандарты и требовать их соблюдения», – объясняет она.

Сначала сотрудники не хотели говорить о перенесенных унижениях, вспоминает Уоррен. Юристу не сразу, но удалось вызвать сотрудников на откровенный разговор, и они рассказали, что их начальник кричит на подчиненных, сквернословит и публично унижает окружающих. Уоррен рекомендовала компании уволить этого руководителя: нанесенный им ущерб был слишком велик, чтобы он мог эффективно работать дальше.

Когда в приемной Bryan Cave еще не появился кодекс вежливости, сотрудники вели себя как угодно. Впоследствии им пришлось признать некоторые прежние поступки недопустимыми, например отправку коллеге гневного письма или приписывание себе заслуг подчиненных, признает Прайс. Он понял, что кодекс действительно работает, когда сотрудники рассказали, что один из старших юристов фирмы громко накричал на коллегу. Прайс потребовал, чтобы тот лично принес извинения каждому из свидетелей неприятной сцены. Теперь Прайс знает, что правила офисной вежливости придают людям храбрости и они больше не боятся сообщать о нарушениях. «Мы бы никогда об этом не узнали, если бы не написали кодекс», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко