В чем недостатки учебных программ для стартапов

Акселераторы и инкубаторы вынуждены вводить в программы новые предметы
Алексей Таранин
Алексей Таранин

Когда Кристин Лангенфельд и ее партнер запускали бизнес по продаже подержанных детских принадлежностей Good Buy Gear, они вели учет расходов и продаж в таблицах в Excel. Однако несколько недель участия в программе акселератора стартапов Boomtown Accelerator в Боулдере, штат Колорадо, помогли команде Good Buy Gear понять, что такого учета недостаточно. Ее компания была не в состоянии сопоставить выручку и общие и административные издержки с целевыми показателями прибыли. Популярность инкубаторов стартапов, помогающих молодым предпринимателям вывести на рынок товар или услугу, растет. За несколько лет через акселератор и наставнические программы Techstars и Y Combinator прошли тысячи предпринимателей, но их в основном учили тому, как совершенствовать технологические основы продукта. Но новое поколение программ-акселераторов уделяет гораздо больше внимания финансовым показателям успешного бизнеса.

С момента запуска Boomtown в 2014 г. 12-недельную программу акселератора прошло около 80 компаний. В дополнение к техническим предметам программа включала тренинги по финансам и праву. К третьей неделе участники разрабатывают бизнес-модель своих компаний, детально оценивают издержки и имеют представление о причинах возникновения и значимости этих издержек, говорит Джейсон Сирфосс, финансовый директор Boomtown Accelerator. «Оказалось, что наши команды-участники жаждали именно такой программы – сфокусированной на финансах и на том, как избежать юридических ловушек», – добавляет он.

Когда сооснователю Bitsbox Айдану Чопре в первый раз нужно было подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках, он, по собственному признанию, не знал, откуда брать эти данные. Его компания, поставляющая яркие наборы для обучения детей программированию, приняла участие в программе Boomtown и к началу курса весь ее бизнес был описан «на плохоньком листочке бумаги», вспоминает предприниматель. «Мы блуждали в темноте. Наше первое обращение к инвесторам стало катастрофой. Это был период резкого накопления знаний», – говорит Чопра.

Techstars формально не предлагает финансовых программ, но старается привлечь наставников с хорошей финансовой подготовкой, говорит директор Techstars по инновациям Николь Гларос.

Y Combinator также хочет, чтобы участвующие в его программах предприниматели имели «базовое представление о цифрах», говорит финансовый директор инкубатора Кирсти Нату. Каждая группа получает свою учебную программу, в которой наставник дает рекомендации по конкретным кейсам. «Мы следим за тем, чтобы основатели стартапов понимали: деньги, которые они привлекают, – не их деньги. Им доверяют эти средства, чтобы создать бизнес», – добавляет Нату.

Не в деньгах счастье

75% начинающих компаний, по данным исследования Harvard Business School, которые привлекли венчурные инвестиции, умирают, потому что не способны довести начатое дело до конца и грамотно распорядиться полученными средствами

После участия программы в Boomtown компания Good Buy Gear планировала привлечь конвертируемый заем в $300 000. Стартап получил $325 000 от двух бизнес-ангелов и венчурной фирмы из Кремниевой долины Relay Ventures. «Раньше мы вообще не понимали, на каком языке они говорят», – признается Лангенфельд.

По словам сооснователя акселератора Boomtown Тоби Кроута, наставники учат стартаперов, что нужно привлекать не больше капитала, чем это необходимо. Крупные вливания капитала на ранних этапах не только размывают долю основателей, но и негативно сказываются на их поведении: предприниматели уже не уделяют должного внимания построению прибыльной модели бизнеса и стабильных процессов. Они больше озабочены поиском инвесторов для следующего раунда, говорит Кроут.

«Большинство предпринимателей не считает финансовую сторону ключевой», – говорит Роберт Окабе из Polsky Center for Entrepreneurship and Innovation Чикагского университета, бизнес-ангел. «Мне комфортно встретиться за столом переговоров с финансово грамотным основателем, он лучше описывает свой бизнес и лучше им управляет», – продолжает он.

Это одна из причин, по которым Polsky Center побуждает участников своей программы приобретать финансовые навыки. В программу центра входят темы, связанные с учетом и отчетностью. Предпринимателей учат понимать финансовые документы, составлять отчеты о движении денежных средств и заполнять налоговую отчетность, рассказывает старший директор центра Кристин Барретт.

«Мы видим, что компании начинают принимать лучшие стратегические решения. Это помогает основателям построить такую компанию, с которой инвесторы захотят иметь дело», – говорит Барретт.

Перевела Надежда Беличенко