Все больше работников готово к открытым конфликтам с работодателем

Самый популярный способ борьбы – жалоба вышестоящему начальству, а не обращения в суд или профсоюзы
А. Таранин
А. Таранин

Работники российских предприятий демонстрируют высокую готовность к открытым трудовым конфликтам в 2017 г. Портал Job.ru подсчитал, что заявить о нарушениях прав в трудовую или налоговую инспекцию готовы 60% из 2500 опрошенных сотрудников предприятий, из них четверть готовы жаловаться открыто. Согласно опросу «Альфастрахования» 26% респондентов готовы спорить с работодателем в суде или надзорных органах.

Самая главная причина трудовых конфликтов – произвол начальства (так считают 43% опрошенных Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС), причем этот произвол усилился. Например, в 2004 г. на произвол пожаловались 37,8% опрошенных. Самое парадоксальное, что за решением проблем пострадавшие чаще всего обращаются именно к начальству – не к непосредственному, а к вышестоящему (37% респондентов). Люди надеются, что высокое руководство надавит на непосредственных руководителей, объясняет Елена Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав. Так можно разрешить конфликты из-за невыплаты зарплаты, отпускных или компенсаций за сверхурочную работу, говорит Герасимова. Но заключить официальный трудовой договор, если в компании все работают без договоров, это обращение не помогает, поясняет она. Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений, считает переговоры с начальством, к которым прибегает большинство работников, неэффективными, равно как и угрозы написать жалобу в трудовую или налоговую инспекцию: если администрация пошла на серьезные нарушения, словами дело не исправишь – надо действовать.

Управляющий партнер «Экопси консалтинга» Марк Розин полагает, что популярность такого инструмента разрешения трудовых конфликтов, как обращение к высшему начальству, – следствие роста недовольства граждан уровнем жизни. Они не могут достучаться до властей страны или региона, поэтому конфликтуют с гораздо более близкой властью – работодателем.

Решительные меры

Зарплаты и переработки

42% наемных работников сталкивались с различными нарушениями трудовых прав в 2016–2017 гг., по данным исследования РАНХиГС. Больше всего жалуются на задержку или частичную выплату жалованья и на переработки (24 и 23% респондентов соответственно), примерно вдвое меньше опрошенных возмущены неоплатой отпусков и больничных, а также нежеланием работодателя заключать трудовой договор

По данным РАНХиГС, лишь 5% работников, чьи трудовые права были нарушены, в 2016–2017 гг. обращались в профсоюз, еще меньше – в суд (4%) и трудовую или налоговую инспекцию (3%). Судебный спор с работодателем – процедура длительная, изматывающая и совсем не бесплатная: надо нанимать юристов, говорит Герасимова. К тому же человек, который судится со своим работодателем, приобретает дурную репутацию, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при приеме на работу (особенно если в его отрасли узкий круг работодателей), указывает Герасимова.

Самый эффективный способ борьбы за трудовые права – обратиться в профсоюзную организацию, считает Сафонов. Проблема в незначительном охвате российских предприятий профсоюзами, говорит один из авторов исследования РАНХиГС – Андрей Покида: сейчас лишь 15,9% работников заявляют, что они состоят в профсоюзе.

Надо сразу обращаться и в профсоюз, и в суд, и в трудовую инспекцию, говорит Герасимова, иначе есть возможность пропустить сроки обращения, ведь по увольнениям, например, срок обращения – месяц с момента нарушения права работника. По словам Герасимовой, в Москве многие жалобы не рассматриваются по существу, но в Пермском крае и ряде других регионов трудовая инспекция работает хорошо. Если на предприятии нет первичной профсоюзной ячейки, но трудовые права массово нарушаются, есть смысл ее создать и обратиться с коллективным судебным иском, говорит Герасимова.

Письмо президенту

Эффективный способ добиться справедливости – обращаться с жалобами сразу в администрацию президента: она спускает обращение в местную трудовую инспекцию и та начинает работать гораздо расторопнее, добавляет Герасимова. Самое яркое доказательство – жалобы работников курильского рыбокомбината «Островной». Во время прямой линии с президентом в апреле 2016 г. бывшая сотрудница предприятия пожаловалась Владимиру Путину на задержки заработной платы и плохие условия труда. Президент поручил Генпрокуратуре и Роструду незамедлительно разобраться в ситуации. По итогам проверок было возбуждено шесть уголовных дел, учредитель рыбокомбината был объявлен в международный розыск и заочно арестован. Меньше чем за месяц Роструд добился выплаты денег даже уволенным работникам шикотанского рыбокомбината.