Китай выходит в лидеры по числу магазинов без персонала

Китайские стартапы опережают именитых конкурентов в гонке магазинов без персонала. В КНР уже работает не менее десятка таких торговых точек
Громкий проект магазина без продавцов Amazon Go пока так и не заработал на полную мощность
Громкий проект магазина без продавцов Amazon Go пока так и не заработал на полную мощность / Jason Redmond / REUTERS

Магазин BingoBox в Шанхае похож на обычный китайский мини-маркет: его полки заставлены лапшой быстрого приготовления, пивом и упаковками традиционных снеков. Но есть одно отличие: в BingoBox нет ни продавцов, ни кассиров. Вход в этот небольшой магазинчик расположен на парковке за супермаркетом. Чтобы открыть дверь, нужно воспользоваться приложением для смартфона. Покупатели сканируют коды товаров для оплаты. Предотвращать кражи должна система видеонаблюдения и регистрация покупателей в приложении под настоящим именем.

Громкий проект магазина без продавцов Amazon Go пока так и не заработал на полную мощность, а китайские стартапы в сфере розничной торговли уже заняли выгодные позиции для будущей конкурентной гонки и планируют открыть несколько сотен автоматизированных магазинов. Рост издержек на оплату труда – сейчас в Китае они выше, чем в Латинской Америке, – заставляет ритейлеров автоматизировать процессы. По подсчетам аналитиков, на оплату труда приходится до 10% месячных расходов среднего китайского супермаркета. «Люди – большая статья расходов», – говорит основатель BingoBox Чень Цзылинь. Его компания открыла около 10 магазинов и планирует до конца лета запустить еще примерно 200 торговых точек, по большей части расположенных в престижных жилых районах, подальше от «хулиганов и бездомных», говорит Чень.

BingoBox получила финансирование от венчурных фондов GGV Capital и Qiming Venture partners. Конкурент BingoBox, сеть автоматизированных магазинов F5 Future Store, состоящая из шести торговых точек, получила поддержку от Sinovation Ventures, фонда, которым управляет бывший руководитель китайского подразделения Google Кай Фу Ли. «Я был очень рад, когда Amazon объявил о своем проекте Amazon Go. Потому что до этого другие люди называли меня глупцом», – вспоминает Чень.

Недорого

$14800 составляет стоимость запуска одного магазина BingoBox (100 000 юаней), операционные расходы – $370 (2500 юаней) в месяц. Это позволяет получать более высокую прибыль по сравнению с традиционными магазинами

Китайский гигант электронной торговли – компания Alibaba тестировала формат «магазина у дома», повторяющий концепцию Amazon Go: в магазине нет касс, а оплата происходит автоматически, когда покупатель выносит товар из магазина.

Wahaha, один из крупнейших производителей напитков в Китае, недавно подписала соглашение на закупку 100 000 кассовых терминалов самообслуживания для автоматизированных магазинов. По словам Ченя, быстрое развитие автоматизированных магазинов в КНР стало возможно благодаря широкому распространению мобильных платежных систем (по этому показателю Китай превзошел США в 50 раз в прошлом году), а также действующим в стране законам, обязывающим граждан при регистрации в социальных сетях указывать свое настоящее имя. Это помогает бороться с кражами из магазинов без персонала, а также собирать ценную информацию о покупателях. По мнению Ченя, в будущем отрасли поможет развитие технологий распознавания лиц.

Не все идет гладко. Не так давно ему приходилось закрывать торговую точку в Шанхае: из-за сильной жары снеки в магазине расплавились и потребовалась установка дополнительной системы кондиционирования. Сейчас у BingoBox около 200 сотрудников. Чень прогнозирует сокращение рабочих мест в розничной торговле.

Перевела Надежда Беличенко