Студенты бизнес-школ хотят учиться предпринимательству
Число программ, сфокусированных на этом направлении, растет
Когда у Майкла Бердсалла родился первый ребенок, он решил поступить на программу MBA в Cambridge Judge Business School. Бердсалл посчитал, что отцовство обязывает его строить надежную карьеру – возможно, в управленческом консультировании, а не заниматься репетиторством на дому, как в предшествовавшие восемь лет.
Он изменил свое мнение, когда, выполняя исследовательский проект для обязательного курса предпринимательства в Judge, обнаружил, что рынок частных уроков английского языка для китайских детей оценивается в $50 млрд. Девять месяцев спустя, во время своего последнего семестра в Judge, Бердсалл основал образовательную онлайн-платформу Two Sigmas, которая связывает 50 000 преподавателей английского языка из Великобритании, США и Австралии с китайцами, желающими организовать индивидуальные уроки для своих детей. Пользователи платформы платят за уроки $45 в час, из которых преподаватели получают около $25. За последний год Two Sigmas вышла на прибыль, и теперь Бердсалл работает над сервисом обучения в виртуальных классах.
Недавно Financial Times опубликовала свой рейтинг программ MBA по предпринимательству за 2017 г. Школы оценивались по 12 критериям, например: процент выпускников, создавших собственные компании; процент таких стартапов, все еще работающих по состоянию на конец 2016 г.; являются ли эти компании основным источником дохода для своих создателей; как школа и связи между студентами помогли в создании компаний.
Аниш Патель выбрал Stanford, потому что эта школа известна тем, что вдохновляет на предпринимательство. «Многие из нас при выпуске чувствовали, что успех неизбежен и нас не остановить», – вспоминает он. Его компания ARP Capital помогает основателям стартапов выходить из бизнеса и управляет фондом, выкупающим компании.
Не все вложения оказались такими прибыльными, а компании – так быстро растущими, как казалось вначале, признает Патель и добавляет, что «маленькое зернышко веры в себя, полученное в Stanford» помогло ему пережить самые сложные моменты. По словам Пателя, курсы по программе MBA дали знания в ключевых областях – финансах и маркетинге, а также умение налаживать контакты.
Одним из самых важных, по его мнению, был курс «управления растущими компаниями» – ролевые упражнения под руководством опытных основателей компаний и инвесторов, делившихся со студентами ситуациями, в которых они когда-то оказывались. Во время одного из упражнений нужно было сыграть недавно назначенного директора компании, управляющей системой канализации, один из сотрудников которой ранее утонул в сточной яме.
Нынешнее поколение студентов MBA хочет начать свой бизнес быстрее, чем их предшественники, считает Шайлендра Вякарнам, директор Bettany Centre for Entrepreneurship в Cranfield School of Management.
Все больше школ
Карлос Эспиналь, партнер Seedcamp, лондонского венчурного фонда для европейских технологических стартапов, получил техническое образование, а затем поступил на MBA в Olin School в Babson College, чтобы приобрести навыки ведения бизнеса. Сначала студенты проходили курсы ролевых упражнений по созданию и управлению стартапом и только потом перешли к основным дисциплинам, таким как корпоративные финансы. «Эти первые месяцы дали ощущение того, как создаются стартапы. Я помню день, когда весь класс рисовал чертежи и закорючки в поисках идей для бизнеса», – рассказывает Эспиналь.
Первым местом работы Эспиналя после выпуска стала венчурная фирма Doughty Hanson Technology Ventures. Он отказался от предложения стать операционным директором лондонского стартапа, занимавшегося беспроводной связью, с зарплатой в 50 000 фунтов в год. «Чтобы работать со стартапами, необязательно основывать свою компанию. Быть инвестором – другая сторона той же медали», – объясняет он.
Перевела Надежда Беличенко