Американские бизнес-школы все чаще предлагают короткие специализированные курсы
Это помогает им заполнить лекционные залыСтуденты Университета Виллановы могут получить MBA по церковному менеджменту. В Carlson School of Management Университета Миннесоты есть программа MBA только для сотрудников аппарата конгресса. Игроки Национальной футбольной лиги США могут пройти в Kelley School of Business Университета Индианы программу, которая поможет им построить карьеру вне спорта. А Stern School of Business Нью-Йоркского университета позволит получить MBA в сфере моды и продажи предметов роскоши.
Спрос на общие программы MBA в США падает, и университетам приходится предлагать более короткие и специализированные курсы, а расписание традиционных курсов MBA делать более гибким, чтобы учебу можно было совмещать с работой на полный день.
«Традиционные двухгодичные курсы MBA приносят убытки большинству бизнес-школ», – говорит помощник декана Smeal College of Business Университета Пенсильвании Брайан Кэмерон, но разработка и внедрение нового курса могут стоить университету до $500 000, даже если он будет преподаваться только онлайн. Специализированные программы, такие как управление поставками или маркетинговая аналитика, стали важным источником дохода бизнес-школ, считает он: повышать плату за обучение нельзя, а специализированные программы позволят получать дополнительную выручку. Наиболее популярны специализированные программы в финансах, бухучете и маркетинге.
Вдвое за 10 лет
Ассоциация передовых университетских бизнес-школ исследовала 334 школы и подсчитала, что количество поступающих на специализированные программы бизнес-образования в период с 2006 по 2016 г. удвоилось.
28-летний Энди Радд, бывший менеджер по продуктам нью-йоркского стартапа, решил поступить в SC Johnson College of Business в Университете Корнелл – на годичную программу MBA в сфере технологий. Радд будет посещать занятия в новом технокампусе на острове Рузвельта в Нью-Йорке, он заработает с 1 августа. Среди дисциплин, которые он будет изучать, финансирование стартапов и интернет-маркетинг. «Бизнес-школы начинают учитывать, что многофункциональные, междисциплинарные команды – это то, как на самом деле работает сегодня бизнес», – говорит Радд.
Партнерство бизнес-школы Университета Виллановы с епархиями Нью-Йорка и устойчивый спрос на такое образование помогли за четыре года нарастить число студентов, обучающихся по программе церковного менеджмента (стоит $28 800), с семи человек до 64.
«Если студенты учатся по магистерским программам, они хотят получать более глубокие знания по специальным дисциплинам, имеющим отношение к бизнесу», – говорит Чарльз Иаковоу, декан бизнес-школы Wake Forest University. В 2014 г. эта школа отказалась от традиционных двухгодичных программ MBA и сосредоточилась на очно-заочных курсах и трех специализированных программах.
Профессор маркетинга и проректор новой программы школы Stern по управлению в индустрии моды Ким Корфман считает, что эта программа – хороший выбор. Студенты MBA в Stern уже могут изучать такие курсы, как «Маркетинг предметов роскоши» и «Мода следующего поколения». Стоимость обучения составит около $96 000, а классическая двухгодичная программа MBA – $138 000.
Такие эксперименты помогают заполнить лекционные залы, но разработка новых программ может иметь для школ негативные последствия. «В какой еще отрасли проблему сокращения спроса на продукт будут решать, наращивая его предложение?» – говорит Эндрю Эйнсли, декан Simon Business School Университета Рочестера. Помимо классической программы MBA школа предлагает четыре специализированные программы и множество очно-заочных курсов.
Перевела Надежда Беличенко