Компании все чаще увольняют работников из-за сообщений в соцсетях

Провести грань между личным и публичным получается не у всех
А. Таранин
А. Таранин

В июне PR-директор «Мегафона» Петр Лидов опубликовал пренебрежительный твит о несовершеннолетних участниках акций протеста. После этого «Ведомостям» стало известно, что он увольняется из компании. К PR-директору у руководства компании и раньше были претензии и твит стал последней каплей, говорили источники. Сам Лидов написал в Facebook, что это «чушь процентов на 80». Гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков объяснил увольнение Лидова его желанием перейти на другую работу.

Это не первый громкий случай увольнения сотрудника после сомнительных высказываний в соцсетях. 22 июня работы лишилась Анна Любезнова, сотрудник пресс-службы минздрава Астраханской области. Накануне в Facebook она прокомментировала пост о сборе денег для тяжелобольной девушки. Она написала, что необходимые для лечения одного человека 30 млн руб. – слишком большая сумма и ее могло бы хватить на жилье для 12 семей в Астрахани. На следующий день ее уволили. В минздраве области открестились от комментария Любезновой, заявив, что высказывание по поводу пациентки – ее личная точка зрения, а не министерства.

В России участились случаи увольнения сотрудников из-за сообщений в соцсетях, знает Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права компании «Хренов и партнеры». Работодатели считают, что своими некорректными высказываниями сотрудники подрывают имидж компании и наносят вред бизнесу, уточняет юрист.

Политика молчания

У 51% российских компаний есть гласные или негласные правила поведения в соцсетях, показал опрос Superjob. Если сотрудник негативно отзывается о компании в соцсетях, говорит, что ненавидит работу, его надо увольнять, это вредит бизнесу, считает директор IT-компании Social Data Hub Артур Хачуян. В кодексе делового поведения и этики компании МТС даже перечислены темы, комментировать которые сотрудникам строго запрещено. Это технические неисправности сети, биллинга, услуг МТС, публичные извинения, отношения с госорганами, действия власти и конкурентов, высказывания о клиентах и личной жизни сотрудников.

По данным Superjob, каждая четвертая компания требует от сотрудников соблюдения коммерческой тайны. 18% озабочены морально-этическим обликом персонала: следят за корректностью высказываний, нецензурными выражениями и откровенными фото. 16% запрещают негативные комментарии о компании, коллегах, руководстве и клиентах. А еще у 5% под запретом любые посты о работодателе.

В пивоваренной компании «Сан инбев» есть целая политика, регулирующая поведение в соцсетях. При приеме на работу каждого сотрудника с ней знакомят, рассказывает Ораз Дурдыев, директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам «Сан инбев». Вводя правила, компания стремилась снизить риск того, что мнение сотрудника будут принимать за официальную позицию компании. Согласно этим правилам, перед тем как опубликовать что-то в соцсетях, стоит подумать, как это отразится на репутации, стоимости брендов. Правда, эта политика – всего лишь рекомендации и не ограничивает самовыражение сотрудников, говорит Дурдыев.

Такие правила в крупных публичных компаниях должны быть обязательными, а если они носят рекомендательный характер, то хороши до первого серьезного конфликта, считает Арамис Каримов, гендиректор консалтинговой компании Mr. Hunt. Ведь любой промах сотрудника может бросить тень на всю компанию, повлиять на цену акций, отпугнуть клиентов, уточняет он.

Уволили за роман

Правила поведения сотрудников в соцсетях могут противоречить статье 3 Трудового кодекса, говорит Николаенко. Статья прямо запрещает дискриминацию из-за принадлежности работника к общественным объединениям или социальным группам и по другим причинам, не связанным с его деловыми качествами. Тем не менее доказать факт дискриминации в судебных конфликтах сотрудникам бывает сложно. Но самые настойчивые доходят до суда.

Библиотеки без политики и секса

Российская библиотечная ассоциация (РБА), в которую входит более 500 библиотек, в апреле разработала проект правил поведения сотрудников в соцсетях. Библиотекарям не рекомендуется высказываться на темы политики, религии, сексуальной ориентации. Текст документа будет направлен на экспертизу в библиотеки России, рассказала Екатерина Шибаева, которая курирует проект в РБА. Пока правила носят рекомендательный характер.

Например, в 2016 г. преподаватель Уральского государственного экономического университета проиграла иск о том, что ее незаконно уволили за написанный ею роман, который она опубликовала в соцсети «В контакте». В 2016 г. Свердловский областной суд рассмотрел ее жалобу, из которой следует, что она работала в университете, но ей не продлили срочный договор из-за ее литературных опытов в сети. Она требовала восстановить ее на работе и выплатить компенсацию. Работодатель смог доказать, что не нарушал прав сотрудницы. Далеко не всегда работник может убедить суд, что был уволен из-за активности в интернете. Понимая незаконность такого увольнения, работодатель находит другие причины: регулярные опоздания сотрудника или утрату к нему доверия, поясняет Николаенко. Если в компании есть правила, запрещающие поднимать какие-то темы в сети, и сотрудник был ознакомлен с ними, а процедура увольнения строго соблюдена, работодатель выигрывает в суде. В противном случае его бы выиграл работник, доказав, что его активность в соцсетях – его личное дело и компания ее не запрещала.

Но предупредить все риски с помощью этических кодексов невозможно, считает Каримов. Как, например, можно предугадать, что сотрудник опубликует роман с вымышленными персонажами, который порочит репутацию работодателя? По его мнению, громкие скандалы должны породить новую профессию – нужен специалист по этике, который будет предупреждать такие конфликты. Сейчас непонятно, кто их должен гасить – HR-менеджеры, пресс-служба или отдел безопасности, замечет он.

Личное и публичное

39% российских работодателей не вводят правил поведения в сети, по данным Superjob. Основатель IT-компании Hard & Soft Group Сергей Савин никаких запретов для подчиненных тоже не устанавливал, и, по его словам, за 20 лет сетевых конфликтов не было. По его мнению, небольшим компаниям выгоднее давать людям полную свободу слова, но при этом следить за их поведением в сети – так вовремя можно понять, что с человеком что-то не так, и принять меры, уточняет он.

В компании «Сити – XXI век» есть негласные правила: соблюдать этические нормы, не хамить. «Политические и религиозные взгляды сотрудника – территория, вторгаться на которую мы не имеем права», – убеждена Наталья Перепелица, заместитель директора по персоналу «Сити – XXI век». Но если человек ведет себя слишком эмоционально, оскорбляет других или как-то демонстрирует неадекватность – это повод задуматься, говорит она.

Твит не может быть поводом для увольнения, убежден владелец телеканала «Дождь» Александр Винокуров. Он не раз расстраивался из-за постов сотрудников в соцсетях, но воспитательных бесед с ними никогда не проводил. Сам он старается быть этичным и корректным в соцсетях: «Нужно не забывать, что мой пост прочитают наши подписчики – читатели и зрители – и что они не примут оправданий вроде «я совсем не журналист» или «я здесь не тот, что на работе».

Сотрудников, которые не задумываются о последствиях своих постов в соцсетях, за последние три года в России стало меньше, замечает операционный директор агентства Penny Lane Personnel Татьяна Курантова. В 2014 г. таких было 60%, а сейчас – 10–15%. Однако общество никак не определится, где провести разумную грань между личным и корпоративным, и так будет до тех пор, пока главной рабочей силой не станет поколение, выросшее в эпоху расцвета социальных медиа, замечет Иван Тютюнджи, руководитель PR-службы HeadHunter. Эти люди лучше умеют самовыражаться публично, не вредя компании.-