Программист из Челябинска заработал миллионы на интерактивных играх для малышей
Идея бизнеса пришла к нему, когда его дочь пошла в детский садКогда у 30-летнего жителя Челябинска Дмитрия Андреева подросла дочка, он понял, что дети, играя, должны двигаться, а не сидеть перед компьютером. Идея легла в основу создания образовательного комплекса «Играй и развивайся» и «Интерактивной песочницы», которые стала выпускать основанная Андреевым компания «Стэндап инновации». В течение четырех лет выручка предприятия удваивается каждый год и в прошлом году составила 16 млн руб. На сегодня в компании 15 сотрудников.
Андреев окончил Южно-Уральский университет по специальности «прикладная математика и физика» и в 2012 г. поступил в аспирантуру, а его четырехлетняя дочка как раз пошла в садик. Тогда же он собрал команду из четырех выпускников университета, чтобы придумать, как совместить IT-технологии с развитием дошколят.
Старт без инвестиций
Первая их игра обучала правильно переходить дорогу. На экране – улица, и когда загорается зеленый, ее надо перейти. Ребенок реально шагает по комнате и с помощью датчика кинект, который реагирует на его местоположение, взаимодействует с компьютером, управляющим игровой программой.
По словам Андреева, на тот момент современных IT-технологий для обучения дошкольников на российском рынке не было, а в России – 45 000 детских садов. Игры показали в детских садах, и воспитателям они понравились. А вот инвесторы из фонда по поддержке стартапов Red Button в Екатеринбурге отнеслись к идее скептически, поскольку «в детских садах денег нет» и это не обеспечит компании достаточно быстрый рост. Как считает директор бизнес-акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев, для инвестора хорош тот стартап, который за год-полтора растет в 10 раз.
Программистам не дали 1,5 млн руб. на пилотный продукт. И они решили не искать инвестиции, а попытаться продать то, что есть, вложив в проект собственные сбережения. Немного позже по программе «IT-старт» Росмолодежи предприниматели выиграли 100 000 руб., это пошло на зарплату им самим как программистам.
Первые продажи
Осенью 2012 г. проект «Играй и развивайся» был представлен на конкурсе Imagine Cup компании Microsoft и в апреле 2013 г. вышел в финал. В активе было несколько игр, видеоролик и два предзаказа на покупку. Тогда же Андреев вместе с Игорем Григорьевым, Олегом Бушуевым и Евгением Коровченко зарегистрировали при университете малое инновационное предприятие (МИП) «Стэндап инновации». Андрееву принадлежало 40%, остальным трем участникам – по 20%. Как МИП они получили субсидию Минэкономразвития – 500 000 руб., на которые купили компьютеры, сняли офис и выплатили зарплату.
В сентябре 2013 г. начались первые продажи образовательного комплекта «Играй и развивайся» через тендеры по цене 32 000 руб. (25 000 руб. – за игры и 7000 руб. – датчик). Потом игр стало 50, цена выросла до 55 000 руб., а сейчас их более 80 по той же цене. В 2013 г. компания заработала около 1 млн руб. (500 000 руб. – грант и на столько же продали игр). При этом воспитатели часто сами подсказывали, какие игры надо добавить к комплекту.
Виртуальная примерочная
Одна из необычных игр, которую придумал Андреев, – виртуальная примерочная: трехлетний ребенок видит себя на экране, а там вокруг зима, снег и его просят одеться по погоде. Там же можно выбрать движением руки различную одежду и надеть на себя.
Компания занялась поиском каналов продаж в детские сады. Уже в конце 2013 г. начали делать массовую рассылку по электронной почте видеопрезентации, ее получили 20 000 детских садов, половина из них посмотрела видео, 20% перешли на сайт, 10% – ответили, а купили 2%. По словам Андреева, в то время продажи росли благодаря сарафанному радио и рассылке. Помогали и поездки на региональные конференции (Минобразования, коммерческие) для детских садов, где можно было показать продукт. В 2014 г. выручка стартапа выросла до 2 млн руб.
С 2014 г. «Стэндап инновации» стала формировать еще один канал продаж – через региональные дилерские компании, которые занимаются комплектацией детских садов, участвуя в соответствующих тендерах. Сейчас их уже около 80, от больших, типа Soft Line, до маленьких региональных. По словам коммерческого директора одной из компаний-дилеров, «Время вместе» (Пермь), Дмитрия Расохина, 80 садов в городе уже приобрели «Играй и развивайся» – и это 50% городского рынка. Расохин познакомился с Андреевым на Селигере, и его компания стала эксклюзивным дилером по Пермскому краю.
Песок хайтек
«Как-то в интернете мы увидели статью о том, как чешские студенты придумали раскрасить рельеф, – рассказывает Андреев, – провели мозговой штурм всей командой и поняли, как сделать на этой основе разные игры». В 2014 г. «Стэндап инновации» создала первый прототип интерактивной песочницы.
Представьте обычную песочницу с речным песком, на которую направлен свет от проектора, подключенного к компьютеру. К нему же подключен и датчик глубины песчаного слоя, который измеряет задержку отраженного света в инфракрасном диапазоне. Сигнал от датчика передается программе, которая «раскрашивает» песок, проецируя на него динамическую цветную картинку. Например, есть желтая пустыня, в которой надо найти воду, и ребенок копает ямку, где через некоторое время появляется голубая вода. Или – клад на острове сокровищ, который ищется по карте, нарисованной на песке.
16 режимов работы включают «географию», «времена года», «строительство города», «раскраску» и проч. На одном режиме можно придумать до 50 игр. Установка с песочницей стоит 200 000 руб. Ее используют в своих занятиях не только воспитатели, но и логопеды, психологи, дефектологи. На сегодня песочница демонстрирует лишь малую толику своих возможностей – ее потенциал намного больше и воспитатели на ее основе могут придумывать новые задания и игры, говорит научный сотрудник Челябинского государственного педагогического университета Елена Бехтерева.
Двое на одном рынке
В 2016 г. выручка стартапа составила 16 млн руб. (9 млн руб. – игровой комплект и 7 млн руб. – песочница). В этом году компания опять ожидает удвоения – 32 млн руб. и планирует выпустить несколько новых продуктов, информацию о которых не разглашает. В 2016 г. партнеры вложили в разработки 5 млн руб.
Перспективы роста
20% потенциального рынка знает пока о продуктах «Стэндап инновации», считают в компании. Есть и абсолютно неосвоенные территории, например Северный Кавказ и Камчатка, продажам есть куда расти. В прошлом году партнеры начали экспортировать продукты в Казахстан и Белоруссию, но это составляет не более 1–2% выручки
Как считает Олег Матаков, основатель компании Mapi из Екатеринбурга, продающей детским садам тренажер по безопасности с датчиками кинект, эта технология нужна для погружения ребенка в виртуальную среду – чтобы переходить улицу или тушить лесные пожары с борта самолета. Для других развивающих игр можно использовать интерактивные панели (настенные планшеты). Как считает Матаков, рынок развивающих игр для маленьких сформировался совсем недавно и на нем сейчас работает всего 4–5 серьезных компаний.
По словам маркетолога томской компании «Универсальные терминал системы» (бренд Isandbox) Александра Кудлаева, первой на рынок интерактивных песочниц вышла их компания, которую основал Алексей Куимов. Именно ему пришла в голову идея песочницы, и ее первые продажи начались в конце 2013 г. Сегодня компания экспортирует свой продукт в 22 страны. По словам Кудлаева, сначала его компания пошла в развлекательный рынок, а в 2014 г. перешла на образовательный. Собственные модели производит их компания и компания Андреева, остальные занимаются, по сути, плагиатом – патента на песочницу ни у кого нет.
Рынок интерактивных развивающих игр пока еще сравнительно пустой, но на нем много продуктов-аналогов, говорит Калаев. На завоевание рынка у компаний всего два-три года, а дальше он может оказаться занятым другими. Компаниям неизбежно придется придумывать что-то новое.