«АвтоВАЗ» хочет перевести 1300 бывших сотрудников в собственный индустриальный парк

Но там пока слишком мало компаний-резидентов
Алексей Таранин
Алексей Таранин

Михаил Смирнов, ныне слесарь дирекции технической поддержки индустриального парка «АвтоВАЗа», раньше работал на сборочно-кузовном производстве Kalina (входит в «АвтоВАЗ»). Но в начале 2017 г. работников предупредили, что в марте предприятие перейдет на односменный режим. Смирнов тут же начал искать работу и перевелся в индустриальный парк «АвтоВАЗа», который открылся в Тольятти в декабре 2016 г.

Смирнов – один из многих сотрудников автоконцерна, который мог остаться без работы в результате оптимизации персонала на предприятии. Сокращения «АвтоВАЗ» проводит уже четвертый год подряд на фоне падения продаж своей продукции. Индустриальный парк «АвтоВАЗа», созданный концерном на производственных площадях бывшего дочернего предприятия – Волжского машиностроительного завода (ВМЗ), может частично решить проблемы трудоустройства высвободившихся работников. Бывшие автовазовцы будут работать в компаниях, которые станут резидентами индустриального парка. «Ведомости» решили выяснить, что это за проект и действительно ли он поможет рабочим.

На стадии подготовки

В индустриальном парке «АвтоВАЗ» собирается задействовать около 300 000 кв. м высвободившихся площадей. Вместе с другими рабочими Смирнов пока занимается подготовкой этих площадей для будущих резидентов парка. Он говорит, что в зарплате не потерял и даже имеет возможность работать по гибкому графику. Еще несколько десятков высококвалифицированных рабочих шестого разряда и инженеров с «АвтоВАЗа» принял в штат первый резидент парка – самарская компания «Металлист-Самара», которая производит комплектующие для авиационных и ракетных двигателей. У бывших автовазовцев будет возможность работать по профессии, рассказывает исполнительный директор компании Юрий Елисеев. Для организации производства «Металлист-Самара» выкупила у «АвтоВАЗа» 187 единиц оборудования и арендовала около 20 000 кв. м площадей (в планах – арендовать еще 10 000 кв. м). До конца года компания планирует создать в парке около 300 рабочих мест.

Переговоры о переезде в парк, по словам источника, знакомого с ситуацией, сейчас ведут еще 5–6 предприятий, в числе которых немецкая компания по производству бытовых радиаторов Heizkorper. А осенью здесь собирается открыть call-центр Сбербанк. Он привлечет до 1000 человек, рассказал представитель пресс-службы банка.

Все для производства

Парк «АвтоВАЗа» предлагает в аренду в основном производственные площади (119  592 кв. м), и это не случайно. По словам Дмитрия Трудового, председателя первичной профсоюзной организации межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» в Калужской области, большинство современных заводов уже отказались от производства полного цикла. Они не производят автомобили, а лишь собирают их. Детали для сборки им поставляют сторонние предприятия. Именно такие предприятия и могут разместиться в индустриальном парке «АвтоВАЗа» и трудоустроить к себе бывших работников завода.

Производственные площади будут пользоваться спросом у бизнеса еще и потому, что за последние годы в России построили слишком много промышленных зон складского назначения – такие объекты не требуют больших инвестиций и быстро окупаются, объясняет Валерий Прокопович, владелец компании Dega Market, которая занимается привлечением резидентов в индустриальные парки, построенные швейцарской Dega Group. По его словам, спрос на складские помещения уже удовлетворен, зато бизнесу не хватает производственных площадок. В парке же «АвтоВАЗа» под склады выделено сейчас лишь 5861 кв. м, еще 4625 кв. м – под административные здания.

Льготы резидентам

В конце сентября 2016 г. правительство присвоило Тольятти статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Предприятия, которые станут резидентами индустриального парка «АвтоВАЗа», войдут в программу ТОСЭР и смогут получать льготы, прежде всего налоговые, рассказали в пресс-службе «АвтоВАЗа». На сайте мэрии Тольятти сообщается, что это будет нулевой налог на прибыль в федеральный бюджет в течение первых пяти лет (обычная ставка составляет 3%). В региональный бюджет предприятия вместо 17% будут платить 2% в первые пять лет, и в последующие пять лет – до 10%. Помимо этого в течение 10 лет резиденты полностью или частично освобождаются от налога на имущество и на землю, а также минимизируют страховые выплаты (7,6% вместо 30%).

Помещения в парке компании тоже получат в аренду по льготной ставке, ниже, чем в среднем по городу. Причем ставки не будут зависеть от того, есть ли у компании статус ТОСЭР, рассказал представитель пресс-службы «АвтоВАЗа», не называя точные расценки. Елисеев со своей стороны подтверждает, что аренда помещений на бывших площадках ВМЗ обходится его предприятию на 10–15% дешевле, чем аренда аналогичных помещений в Самаре.

Ждут помощи

По мнению экспертов, парк «АвтоВАЗа» обладает всей нужной для производства инфраструктурой: здесь есть железнодорожный, речной, автомобильный и авиатранспорт, через город проходит федеральная трасса, а в 57 км от города находится международный аэропорт «Курумоч». Но резидентов в парке до сих пор мало. Компании не спешат заезжать, и на то у них есть причины.

Повальные увольнения

66500 человек работало на «АвтоВАЗе» в начале 2014 г., по данным отчета компании. А в I квартале у «АвтоВАЗа» было уже только 39 725 работников. Часть сотрудников уволили по сокращению, часть – по соглашению сторон с выплатой нескольких зарплат. Согласно данным отчета по МСФО, в 2016 г. расходы концерна на оплату труда снизились на 12,5% почти до 21 млрд руб.

Елисеев рассказывает, что тарифы на электроэнергию в парке выше, чем в Самаре, более чем на 35%, а на тепловую энергию – более чем на 30%. Кроме того, говорит он, городские власти пообещали субсидии предприятиям, которые трудоустроят автовазовцев, но господдержка пока не пришла.

В феврале «АвтоВАЗ» попросил у российских властей субсидии на переобучение и частичную компенсацию зарплаты переведенных в индустриальный парк людей. По мнению руководства автоконцерна, деньги нужны «АвтоВАЗу» сейчас, на этапе, пока люди не перешли в штат компаний – резидентов парка.

В марте министр труда и социальной защиты Максим Топилин уточнил, что в правительстве обсуждают вопрос выделения «АвтоВАЗу» 800 млн руб. на поддержку занятости в 2017 г. На запрос «Ведомостей» в пресс-службе министерства ответили, что обсуждение этого вопроса продолжается. А в Минэкономразвития склоняются к тому, чтобы отдать деньги не «АвтоВАЗу», а предприятиям, которые трудоустроят автовазовцев. Это нужно, чтобы не допустить «консервирования избыточной занятости и низкопроизводительных рабочих», пояснили в пресс-службе Минэкономразвития.

Чем займут

Предприятие «Металлист-Самара», по словам Елисеева, уже приняло в штат 100 бывших рабочих ВМЗ, которые работали на «АвтоВАЗе» с 2016 г. после остановки завода. Некоторые из тех, кого не перевели в 2016 г. на «АвтоВАЗ», сами обратились в «Металлист-Самара», говорит Елисеев. В числе прочего его предприятие собирается производить узлы и детали для авиационных и морских газотурбинных двигателей, т. е. квалифицированные рабочие с «АвтоВАЗа» смогут выполнять привычную им работу. А вот перспективы в других компаниях пока непонятны. Так, call-центр Сбербанка будет оказывать из индустриального парка удаленную поддержку корпоративным клиентам – консультировать их по операционным вопросам, рассказывать о продуктах банка, помогать осваивать дистанционные банковские услуги, рассказал представитель пресс-службы Сбербанка. По его словам, сотрудники «АвтоВАЗа» и других предприятий города смогут претендовать на рабочие места в call-центре в соответствии с необходимой квалификацией. В банке не пояснили, какие требования будут предъявляться к соискателям и у каких специалистов «АвтоВАЗа» больше шансов трудоустроиться в call-центр, но сказали, что все отобранные кандидаты пройдут дополнительное обучение.