За месяц «АвтоВАЗ» перевел в новое подразделение 1% персонала

Впоследствии эти люди перестанут быть сотрудниками автоконцерна
За три года «АвтоВАЗ» сократил численность примерно на 40%
За три года «АвтоВАЗ» сократил численность примерно на 40% / Максим Стулов / Ведомости

В новое подразделение «АвтоВАЗа», созданное в рамках проекта индустриального парка, переведено около 400 человек, рассказал «Ведомостям» председатель профсоюзной организации завода Сергей Зайцев. Они продолжают получать зарплату в автоконцерне и занимаются подготовкой будущих рабочих мест, которые появятся с приходом резидентов парка, поясняет он. По его словам, в штат одного такого резидента – компании «Металлист-Самара» – уже перешло около 80 бывших работников «АвтоВАЗа». Эта самарская компания развивает производство в Тольятти на принадлежащих «АвтоВАЗу» площадях бывшего ВМЗ. Как ожидается, до конца 2017 г. «Металлист-Самара» привлечет около 300 человек и примерно столько же – в 2018 г., говорит Зайцев. Около 1000 человек обещает привлечь Сбербанк, который собирается осенью открыть в одном из помещений «АвтоВАЗа» call-центр. Всего в проекте индустриального парка компания собирается задействовать около 300 000 кв. м высвободившихся площадей.

«Проект [индустриального парка] развивается, люди постепенно набираются, идут переговоры с резидентами. Все по плану», – сказал в четверг представитель «АвтоВАЗа». Текущую общую численность предприятия и сколько людей планируется перевести в индустриальный парк он не раскрыл. Зайцев говорит, что профсоюз на текущем этапе просит создать в индустриальном парке более 1000 рабочих мест. В феврале компания предупредила о возможном сокращении 740 человек, напомнил он.

«АвтоВАЗ», страдающий от затянувшегося падения рынка и терпящий миллиардные убытки, оптимизирует численность персонала четвертый год подряд. В начале 2014 г. на предприятии работало около 66 500 человек, в начале 2017 г. – примерно 40 500. То есть численность за три года снизилась почти на 40%. Помимо процедуры сокращения компания использовала программы ухода по соглашению сторон с выплатой нескольких зарплат. Такие программы действовали и в 2016 г., а вот сокращений не было – делать это не позволял режим неполного рабочего времени, в котором завод проработал с небольшими перерывами почти весь год. В 2016 г. расходы группы «АвтоВАЗ» на оплату труда снизились на 12,5% почти до 21 млрд руб., по данным отчета по МСФО.

Сэкономят на закупках

«АвтоВАЗ» и «Камаз» могут к 2020 г. начать совместные закупки материалов, передал ТАСС слова начальника управления закупочной организации «АвтоВАЗа» и альянса Renault-Nissan Дениса Чиркова. Это могут быть нержавеющая сталь и полиэтилен. «Для производителя того или иного материала это увеличенный заказ, на который, по идее, он должен отреагировать предоставлением более выгодной цены», – добавляет замдиректора центра закупок «Камаза» Ильяс Гусманов.

К полной рабочей неделе «АвтоВАЗ» вернулся 20 февраля 2017 г. Тогда же он объявил, что приступил к реализации проекта индустриального парка. В 2017 г. российский рынок может вернуться к росту и увеличиться на 5%, но «часть сотрудников из числа рабочих и менеджеров не будут востребованы в основной производственной деятельности» – трудоустроить таких людей и поможет проект индустриального парка, объяснялось в сообщении «АвтоВАЗа».

Чтобы снизить расходы на проект, «АвтоВАЗ» попросил у российских властей субсидии на переобучение и частичную компенсацию зарплаты переведенных в индустриальный парк людей, рассказали в феврале источники «Ведомостей». Сумму они не называли. В марте министр труда и социальной защиты Максим Топилин уточнил, что в правительстве России обсуждают вопрос выделения «АвтоВАЗу» 800 млн руб. субсидий на поддержку занятости в 2017 г. Это меньше, чем компания просила, но и охватываемый период за время рассмотрения вопроса стал меньше, комментирует один из источников «Ведомостей». По мнению автоконцерна, деньги нужны на этапе, пока люди не перешли в штат компаний-резидентов, поясняли источники «Ведомостей». Позиция с тех пор не менялась, но чиновники обсуждают различные варианты, в том числе предоставление субсидий тем, кто трудоустроит работников «АвтоВАЗа», как предлагает Минэкономразвития, говорит человек, знакомый с менеджерами автозавода. Окончательного решения не принято, сказал в четверг представитель Минтруда.