Как Сбербанк и Google просвещают малый бизнес

Они учат предпринимателей не ради благотворительности
Алексей Таранин
Алексей Таранин

Исполнительный директор татарстанского медицинского центра DicomClinic Лилия Кильдеева случайно наткнулась в интернете на сообщение об онлайновой учебной программе «Бизнес класс», которую совместно с компанией Google запустил Сбербанк. В первую группу набирали тех, кто имел опыт работы и предпринимателем, и топ-менеджером, рассказывает Кильдеева. Клиника ставила перед собой цель увеличить количество пациентов, приходящих на диагностику в первый раз, и Кильдеева записалась на учебу, надеясь получить полезные знания для привлечения пациентов.

У Промсвязьбанка 2,5 года назад тоже появилось два просветительских проекта для предпринимателей – «Честнок» и «Бизнес в объективе». «Честнок» 3–5 раз в неделю публикует интервью с успешными предпринимателями, а «Бизнес в объективе» – это площадка для предпринимателей, готовых рассказать о себе и показать свой бизнес в фотографиях, говорит представитель банка Дарья Козырева.

В Москве каждое пятое-шестое малое предприятие закрывается, не проработав и года, говорит член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. Прежде всего это касается сегмента бытовых услуг и общепита. Главная причина неудач – недостаток знаний, предпринимательского опыта и квалификации, считает вице-президент Сбербанка Андрей Шаров. По его словам, «Бизнес класс» поможет устранить пробелы в образовании предпринимателей. Проект финансируют Сбербанк и Google. Инвестиции партнеры не раскрывают. Шаров пояснил, что основные расходы – это разработка сайта и видеоконтента, а также привлечение экспертов и проведение очных семинаров. Банк нанял 100 тренеров, еще 500 наставников-бизнесменов работают на общественных началах.

Не первые

Сбербанк не первый. В январе 2016 г. Альфа-банк открыл образовательный центр, в котором эксперты, руководители проектов и топ-менеджеры банка проводят платные семинары как для клиентов-предпринимателей, так и для людей со стороны – банковских служащих, линейных менеджеров и директоров по персоналу.

Берут масштабом

Программа стартовала в апреле 2016 г. в Татарстане. Зарегистрировалось там на нее 30 000 предпринимателей, но к настоящему времени 5000 человек закончили обучение и еще 4000 продолжают учиться. Каждый третий предприниматель, заинтересовавшийся программой, проходит ее до конца – неплохой результат для бесплатной учебной программы, считает Шаров. Позднее подключились Свердловская, Нижегородская, Владимирская и другие области. В 2017–2018 гг. программу закончат 103 000 предпринимателей.

Пополнить бюджет

6 млрд руб. налогов получит бюджет, если «Бизнес класс» пройдет 103 000 предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения. По подсчетам Шарова, если из них 10 000 откроют свое дело и будут успешны, при среднем обороте компании в 10 млн руб. их совокупный доход составит 100 млрд руб. в год

Успех программы Сбербанка объясняют поддержкой региональных властей. Президент Татарстана даже рекомендовал муниципальным чиновникам пройти «Бизнес класс», чтобы общаться с предпринимателями на одном языке. По словам представителя Сбербанка, банк действует через региональные представительства «Опоры России» и «Деловой России», а те уже информируют местный бизнес. По словам Шарова, о программе недавно дал положительное заключение первый вице-премьер Игорь Шувалов, который порекомендовал расширить программу. Поэтому организаторы распространят ее не на 10, как планировали, а на 41 регион.

Ликбез от банкиров

Большинство российских предпринимателей – самоучки: они не имеют степени MBA и работают, руководствуясь здравым смыслом, жизненным опытом и интуицией, многие из них хорошо разбираются в своем продукте, но мало что понимают в бухгалтерском учете, стратегическом планировании и управлении финансами, рассуждает старший партнер компании FilippFinance Андрей Филиппов.

«Бизнес класс» рассчитан как на действующих, так и начинающих предпринимателей. Первые на занятиях анализируют слабые стороны своего бизнеса, узнают о том, какие процессы в компании можно оптимизировать и как развивать компанию. А новичков учат азам: как разработать бизнес-план, зарегистрировать компанию и начать дело. Учиться в «Бизнес классе» могут даже безработные. По словам Шарова, Сбербанк ведет сейчас переговоры с Рострудом о том, чтобы регионы выдавали гранты на развитие своего дела безработным, получившим сертификат программы. Роструд инициативу поддерживает, но пока не готов сообщить детали, рассказала пресс-служба.

Программа длится почти полгода и помимо видеоуроков и вебинаров для всех включает четыре очных восьмичасовых мастер-класса для 250 лучших учеников в регионе. В группу лучших попадают те, кто набрал наибольший балл при входном тестировании и выбрал наиболее интенсивный курс обучения. Они также получают возможность общаться с наставниками.

Выгоды учительства

Как утверждает руководитель отдела маркетинга для малого и среднего бизнеса «Google Россия» Олег Голицын, компания заинтересована в том, чтобы предприниматели профессионально вели бизнес и получали максимальную выгоду от использования интернета, замечает он.

Фотоувеличение

Предприниматель из Екатеринбурга Павел Бабушкин, имеющий небольшой бизнес по изготовлению фотокниг, учиться в «Бизнес классе» начал в этом году. Самыми полезными модулями программы он считает те, что учат работе с клиентами. Раньше покупатели находили Бабушкина через сарафанное радио. Он даже не мог оценить, какая доля обратившихся становилась заказчиками. Но на «Бизнес классе» Бабушкин освоил контекстную интернет-рекламу, и это увеличило продажи. Начав учиться, он нанял двух новых сотрудников – литературного редактора и цветокорректора – и внедрил новый онлайн-сервис для клиентов, которые хотят создавать фотокнигу по индивидуальному дизайну. Сейчас примерно каждый 30-й посетитель сайта делает заказ, но Бабушкин надеется достичь конверсии в 5–7%.

Чем грамотнее заемщик, тем ниже риск банкротства предприятия, говорит Филиппов. За счет прошедших подготовку в «Бизнес классе» предпринимателей Сбербанк планирует расширить круг надежных заемщиков, сказал Шаров. По его словам, банк будет следить за успехами лучших учеников и те предприниматели, у которых в течение года после обучения вырастет выручка, прибыль, увеличится количество рабочих мест, могут рассчитывать на кредиты по выгодной ставке.

Алексей Борисов, руководитель образовательного проекта «Альфа-опыт», говорит, что Альфа-банк надеется с помощью «Альфа-опыта» повысить лояльность имеющихся корпоративных клиентов. С этого года они могут участвовать в проекте как преподаватели. Для корпоративных клиентов преподавание – полезный маркетинговый ход, поясняет Борисов. Они рассказывают о своем бизнесе широкой аудитории и стараются, чтобы ученики стали клиентами их компаний. С начала 2017 г. Альфа-банк обучил 500 человек, четыре корпоративных клиента банка стали преподавателями «Альфа-опыта». Альфа-банк использует «Альфа-опыт» и для поиска талантов среди учеников. В этом году, например, банк взял в штат двух участников программы на должности риск-менеджеров. Благодаря просветительским проектам, говорит Козырева, Промсвязьбанк дополнительно получает больше 100 заявок в месяц на продукты и сервисы для малого бизнеса.

Польза для предпринимателей

В августе 2016 г. Кильдеевой как лучшей ученице дали в помощь наставника – Ирину Гарнье, управляющего партнера французской консалтинговой компании IB2C France SAS, специалиста по ландшафтному дизайну и благоустройству городов. Кильдеева поначалу отнеслась к наставнику скептически: мол, между медициной и ландшафтным дизайном нет ничего общего. Но общение оказалось полезным. Гарнье сказала ей, что сегодня для привлечения пациентов традиционных методов (сайта, рекомендаций врачей и партнеров, сарафанного радио, рекламных листовок) недостаточно. Она посоветовала активнее использовать социальные сети и интернет-маркетинг. Кильдеева совету вняла и наняла двух специалистов по контекстной рекламе. По ее словам, в ноябре 2016 г. количество пациентов, впервые обратившихся в DicomClinic, увеличилось на 7% по сравнению с августом.