Онлайн-сервис подбора нянь пытается отобрать хлеб у кадровых агентств

Он проверит нянь так же, как банки потенциальных заемщиков
Алексей Таранин
Алексей Таранин

Поиски няни навели Степаненко на мысль создать онлайновый сервис, где соискатели проходили бы настоящую проверку, сравнимую с той, которую проводят кадровые агентства. Степаненко закончила Государственный институт управления по специальности «менеджмент» и до декрета работала менеджером в небольшой фирме, поставлявшей строительные материалы, у нее было 350 000 руб. сбережений. И год назад Степаненко через Avito нашла софтверную фирму Fixp Project, которая за 150 000 руб. разработала сайт по подбору нянь. Новый сервис был назван «Мисс няня».

История сервиса «Мисс няня» началась с того, что молодой маме Олесе Степаненко два года назад понадобилась няня. Платить кадровому агентству она не хотела и воспользовалась интернет-сервисом подбора домашнего персонала, где няни размещают резюме и зарплатные ожидания, названия его Степаненко уже не помнит. Подписка (плата за доступ к базе контактов) обошлась в 1600 руб. Но молодая мама засомневалась, можно ли доверять няне, найденной через такой сервис? На сайте говорилось, что в базе – только проверенные работники, и она поинтересовалась у операторов сервиса, что за проверку проходят няни. Оказалось, речь идет о том, что няни предоставляют сервису сканы паспортов. В результате Степаненко нашла няню по старинке, через знакомых. «Это была студентка Плехановского университета, – рассказывает она. – Я проверила на сайте университета, числится ли она в списке студентов, изучила ее страницы в соцсетях».

Берут числом

Онлайн-сервисы подбора нянь и домработниц появились в России в 2009 г. Первыми стали Domesticus.ru и «Помогатель.ру», затем появилось несколько похожих сайтов. Они берут плату за доступ к контактам соискателей, которая составляет в среднем около 1500 руб. за месяц. Резюме нянь может просматривать любой посетитель, а телефоны видят только подписчики. Для самих нянь и домработниц размещение резюме бесплатно.

Примерно 40% домашнего персонала находит работу через друзей или знакомых по соцсетям, 30% – через сайты объявлений и 30% устраиваются через кадровые агентства или частных рекрутеров, говорит основатель сайта «Помогатель.ру» Михаил Сорокин.

Судя по данным на сайтах подбора нянь, крупнейшая база – у «Помогателя». В прошлом году выручка «Помогателя» составила 47,5 млн руб. при валовой рентабельности 25%, рассказал Сорокин. На Avito можно найти около 800 объявлений о поиске работы от нянь в Москве, у «Мисс няни» – 1780, у Domesticus.ru – 1200, а у «Помогателя» – почти 23 000.

Около нуля

Пятидесятичетырехлетняя Ольга Пушкаш рассказывает, что «Мисс няню» ей посоветовала дочь. «Я разместила резюме, через несколько дней мне позвонила клиентка и пригласила на собеседование, мы встретились, и я работаю в этой семье уже год, получаю 47 000 руб. в месяц», – делится Пушкаш.

Сколько их нужно

200000 запросов на поиск нянь обрабатывает за месяц «Яндекс», без учета запросов о поиске работы в этой сфере, сообщает Firrma

Перед запуском «Мисс няни» Степаненко два месяца обзванивала нянь по объявлениям в интернете, рассказывала про новый сервис, мол, там можно разместить резюме бесплатно, а новая возможность никому не повредит. Она набрала 700 контактов. Для привлечения клиентов Степаненко размещала контекстную рекламу на «Яндексе», таргетированную рекламу в соцсетях, программисты провели SEO-оптимизацию сайта. Организацию кампании взяла на себя Fixp Project, на рекламу за первые полгода ушло около 70 000 руб. Клиентам Степаненко предлагала более низкие цены, чем конкуренты: сначала 300 руб. в месяц за подписку, теперь – 490 руб.

К осени 2016 г. сервис был на грани рентабельности, а выручка чересчур маленькой – 70 000 руб. в месяц. Степаненко говорит, что к этому времени она истратила на проект все свои сбережения – 350 000 руб.

Для онлайн-сервисов по подбору домашнего персонала существует два пути развития: либо наращивать базу, либо предложить дополнительные услуги. «Мисс няня» выбрала второй.

Выгоды офлайна

Няню в классическом кадровом агентстве подбирают индивидуально, с учетом опыта, квалификации и психологической совместимости с семьей клиента, объясняет представитель агентства домашнего персонала «Самое важное» Наталья Хвостова. По ее словам, в агентствах все соискатели проходят собеседование, на каждого кандидата заводится досье, где хранятся паспортные данные, документы об образовании, данные о психологическом профиле, отзывы о работе – и вся эта информация предоставляется работодателю. А пользователям онлайн-сервиса приходится самим отбирать и проверять кандидатов. Договор с агентством заключается на полгода или год. Агентство обеспечит подмену, если няня заболеет или, например, сломает ногу, говорит Хвостова. За услуги агентства берут сумму, сравнимую с оплатой услуг няни за месяц, в Москве – в среднем от 20 000 до 40 000 руб. Соискатель тоже платит агентству за трудоустройство половину одного месячного заработка.

Няня под микроскопом

«В кадровых агентствах клиентам рекомендуют нянь, которых видели хотя бы на собеседовании, а онлайн-сервисы предоставляют контакты людей, которых никогда не видели», – рассказывает Степаненко.

Много денег

По словам Михаила Сорокина, меньше чем за год вложения основателей – $200 000 закончились и проект чуть было не закрылся. Деньги ушли на рекламу, аренду офиса и зарплату персонала: тогда соискатели приходили регистрироваться в офис лично. «Помогателя» спас инвестор – основатель HeadHunter Михаил Фролкин. В общей сложности в «Помогатель» вложено больше 100 млн руб.

Главный вопрос – проверка соискателей на благонадежность. Проверять документы всех кандидатов через МВД невозможно, говорит Хвостова: «Официально этого не сделать, а давать взятки каждый раз чересчур накладно, к примеру, в нашей базе больше 3000 кандидатов». Физически нереально ходить по квартирам нянь и проверять, в каких условиях они живут.

И Степаненко придумала компромисс – систему рейтингования, в которой соискателям присуждаются звездочки (от 0 до 10) за прохождение различных проверок. Чтобы получить максимальные 10 звездочек, соискатель должен предоставить скан паспорта, заказать за 350 руб. проверку на судимость и непогашенные финансовые обязательства, например просроченные кредиты, а также пройти проверку на совпадение фотографии в документе и на аватарке в профиле «Мисс няни», а также на присутствие в соцсетях. Эту систему предпринимательница планирует запустить в мае.

Доплата за звездочки

Прошлым летом Степаненко побывала на выставке Startup Village в Сколкове, организаторы познакомили ее с бизнес-ангелом Александром Румянцевым. Он вложился в сервис. Сумму Степаненко не называет, но говорит, что ее едва хватает на поддержку текущей деятельности: оплату услуг Fixp Project (от 20 000 до 40 000 руб. в месяц) и внешнего бухгалтера. Румянцев говорит, что его заинтересовала идея многоуровневой системы проверки нянь и что он готов выделить проекту гораздо больше денег, как только убедится в устойчивости бизнеса. Для этого число зарегистрированных пользователей сайта «Мисс няни» должно вырасти в 10 раз – с нынешних 2500 до 25 000.

Верификацией нянь займется софтверная компания, которая обслуживает несколько крупных российских банков. Имя партнера Степаненко не называет – боится, что идею позаимствуют конкуренты. Румянцев подтвердил, что партнер существует. По словам Степаненко, разработчики прочитали на сайте Firrma.ru новость об инвестициях Румянцева в «Мисс няню» и предложили основательнице сервиса свои услуги. Они разработали программу верификации документов (document ID check). Программа обошлась в 35 000 руб., кроме того, предпринимательница будет отчислять партнеру плату за каждую проверку (30 руб. за проверку паспорта, 200 руб. за судимость, 250 руб. за проверку паспорта, судимости и кредитной истории). Степаненко надеется, что за контакты соискателей с высоким рейтингом можно будет взимать более высокую плату: за 10 звездочек – 1600 руб. Систему автоматизированной верификации соискателей разрабатывает и «Помогатель», сообщил Сорокин, но детали раскрыть отказался.