Как эволюционировали фирмы-однодневки
Их все реже применяют для уклонения от уплаты НДСВ 2011 г., по данным системы «СПАРК-Интерфакс», в России насчитывалось примерно 1,7–1,8 млн предприятий, которые не вели реальной деятельности, а на конец 2015 г. эта цифра уменьшилась до 1 млн.
Как писали «Ведомости», в 2016 г. в России 650 000 юридических лиц были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по решению налоговых органов, так как больше года не предоставляли отчетность и у них не было операций по счетам. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2016 г. такие компании составляли 83% организаций, исключенных из реестра по разным причинам (из-за самоликвидации, слияния или присоединения, по решению ФНС).
Описание классической фирмы-однодневки приводится в письме ФНС от 11.02.2010: это «юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации». Такие фирмы используют для хищения средств из бюджетов различных уровней, для контрабанды и уклонения от уплаты налогов.
Фирмы-однодневки для уклонения от уплаты налогов (НДС или налога на прибыль) так или иначе использует большинство российских компаний по двум основным схемам: как фиктивных поставщиков товаров, работ или услуг и как фиктивных покупателей, комментирует Артем Чекотков, юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры». Правоохранительные органы квалифицируют такие действия по ст. 199 Уголовного кодекса – уклонение от уплаты налогов с наказанием в виде лишения свободы до трех лет.
По-прежнему распространена практика использования фирм-однодневок для обналичивания откатов при госзакупках, говорит Чекотков. Стоимость продукции, работ или услуг завышается, и, чтобы обналичить деньги на откаты, подрядчик включает в цепочку фирму-однодневку. Для хищения бюджетных средств используется та же схема.
Чаще исключают
4,5 млн компаний было зарегистрировано в России на 1 января 2017 г., по данным ФНС. В 2016 г. из ЕГРЮЛ было исключено более 780 000 организаций – в 3,6 раза больше, чем за 2015 г.
Основной причиной уменьшения числа фирм-однодневок эксперты считают ужесточение контроля со стороны ФНС, МВД и прокуратуры. Из обихода выходят махинации с использованием однодневок для контрабанды и уклонения от уплаты налогов, особенно НДС, говорит адвокат Владимир Постанюк, потому что правоохранительные органы и ФНС усилили контроль на этапе регистрации юрлица, проводят перекрестные проверки счетов-фактур и постоянный мониторинг хозяйственной деятельности. Например, с 2015 г. создавать фирмы-однодневки стало сложнее. Впервые появилась уголовная ответственность для номинальных учредителей и руководителей за предоставление документов для регистрации фиктивного юрлица. То есть фиктивные владельцы и руководители фирм-однодневок теперь несут уголовную ответственность за участие в их создании и деятельности по ст. 173.2 УК с наказанием в виде лишения свободы сроком до трех лет, уточняет Постанюк. Кроме того, с 2016 г. учредители организаций, исключенных из ЕГРЮЛ из-за недобросовестности (невыплаченная задолженность, предоставление недостоверной информации), в течение трех лет после исключения не могут выступать учредителями новых компаний.
В последние несколько лет у ФНС и МВД появились новые IT-инструменты для выявления фирм-однодневок. С 2015 г. ФНС обязала налогоплательщиков при подаче декларации по НДС в электронном виде включать в нее данные из книги покупок и книги продаж. А в прошлом году была введена в эксплуатацию усовершенствованная автоматизированная система контроля за возмещением НДС. Она выявляет расхождения данных в цепочке контрагентов – раньше эти расхождения обнаруживались лишь при встречной проверке контрагентов.
Чекотков добавляет, что с 2014 г. сотрудники МВД, расследующие уголовные дела, например о незаконной банковской деятельности, и натолкнувшиеся на эпизоды использования однодневок для ухода от налогов, получили право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, не дожидаясь, пока налоговые инспектора предоставят материалы для возбуждения уголовного дела.
Из-за роста активности правоохранительных органов и ФНС все схемы усложняются, комментирует Постанюк. Часть фирм-однодневок переформатировалась, говорит старший партнер консалтинговой группы «Беспалов и партнеры» Александр Беспалов. Зная параметры, на которые обращают внимание контролирующие органы (наличие офиса, размер уставного капитала, число сотрудников в штате и проч.), эти фирмы создали видимость деятельности и продолжают заниматься обналичиванием. Злоумышленники покупают действующие фирмы с активами и историей, хотя таких случаев не так уж много, отмечает Постанюк. Назвать такие фирмы однодневками уже нельзя – как по формальным признакам, так и по наличию деловой цели деятельности, поясняет Максим Гладких-Родионов, гендиректор аудиторской компании «Уверенность». Поэтому налоговики опять изменили образ действий: сейчас их усилия направлены не столько на выявление однодневок, сколько на поиск необоснованной налоговой выгоды, чтобы доначислить налоги.