Бизнес-школам все труднее привлекать качественных студентов

Им приходится придумывать новые учебные программы
Школы с высоким рейтингом уходят в отрыв, пользуясь ростом числа абитуриентов и привлекательностью в глазах престижных работодателей, неравенство в ресурсах между лидерами рейтингов и остальными школами усиливается
Школы с высоким рейтингом уходят в отрыв, пользуясь ростом числа абитуриентов и привлекательностью в глазах престижных работодателей, неравенство в ресурсах между лидерами рейтингов и остальными школами усиливается / Chip East / Reuters

Harvard Business School отсеивает большую часть заявлений и зачисляет только 10% абитуриентов, при этом озабочена поиском «лучших кандидатов», утверждает Бейвик Триведи, руководитель компании Critical Square, консультирующей поступающих на MBA.

Многие школы хотели бы оказаться на месте Harvard Business School. Последнее исследование, проведенное Graduate Management Admission Council – администратором вступительных тестов GMAT, показало, что впервые с 2012 г. в прошлом году менее половины школ зафиксировали рост числа заявок от абитуриентов. Школы с высокими рейтингами и сильными глобальными брендами получают рекордное количество заявок о приеме. Но даже эти школы конкурируют за лучших студентов.

Очная программа MBA Booth School of Business уже несколько лет входит в первую десятку рейтинга, составляемого Financial Times. Число заявок о приеме в этом году выросло более чем на 20%, среди абитуриентов также стало больше женщин. Однако декан Booth Дуглас Скиннер признает, что битва за лучших абитуриентов захватила и его школу. Школе приходится разрабатывать новые программы для поддержания заинтересованности студентов.

Пожертвование в $5 млн от одного из бывших студентов позволило школе проводить семинары для недавних выпускников, заинтересованных в развитии социальных стартапов. Школа запустила дополнительные практические курсы по предпринимательству для студентов, как выбрать и купить малый бизнес и развивать его.

Школы с высоким рейтингом уходят в отрыв, пользуясь ростом числа абитуриентов и привлекательностью в глазах престижных работодателей, неравенство в ресурсах между лидерами рейтингов и остальными школами усиливается.

Важным фактором для абитуриентов становится местонахождение школы. Бельгийская Vlerick Business School в прошлом году перенесла свою программу MBA из провинциального города Левен в новый кампус в Брюсселе. Год спустя количество заявок выросло на 25%. 80% студентов MBA в школе Vlerick родились за пределами Бельгии. «Для этих людей важно учиться в интернациональном городе. В Брюсселе им проще установить деловые связи как в профессиональной среде, так и с чиновниками», – говорит руководитель программы MBA Vlerick Йоланда Хабетс.

Уходят в отрыв

53% школ США с двухгодичными программами MBA заявили о сокращении числа абитуриентов, 40% – о росте
43% бизнес-школ мира отметили рост заявок в 2016 г., эта доля падала три года подряд: в 2014 г. она составляла 61%, в 2015 г. – 57%

Rotterdam School of Management (RSM) обладает несколькими преимуществами: у нее высокий рейтинг, обучение по программе MBA занимает всего один год и ведется на английском языке. Только 5% из поступивших на обучение в прошлом году были голландцами. Несмотря на это, количество заявок на 2017 г. несколько сократилось. Руководитель приемной комиссии RSM Брайан Кирби связывает это со снижением спроса на обучение со стороны Европы и Америки. Ситуация могла бы быть еще хуже, если бы за последний год не выросло число заявок от абитуриентов из Азии и Латинской Америки.

Профессор Скиннер выступает в защиту традиционной очной двухгодичной программы MBA, а не ускоренных или дистанционных курсов и утверждает, что студенты его школы больше всего ценят именно возможность личного общения с преподавателями и друг с другом. «Студентам нравится приходить в классы, они получают удовольствие от общения друг с другом и ценят технические возможности, которые мы предоставляем. Я не думаю, что обучение на базе кампусов уходит в прошлое», – говорит профессор.

Онлайн-курсы полезны для изучения стандартных элементов программ MBA, например основ макроэкономики, считает Скиннер. Он не относится всерьез к онлайн-курсам, считая их всего лишь переводом учебников в цифровой формат.

«Угроза конкуренции со стороны таких курсов беспокоит меня меньше, чем коллег из других школ, потому что люди, которые могут создавать контент для дистанционного обучения, работают в таких школах, как наша. К нам приходят, чтобы лично встретиться с профессором, обсудить с ним предмет в учебной аудитории», – говорит Скиннер.

Изменились и основные направления трудоустройства выпускников программ MBA. Большая часть выпускников Booth по-прежнему идет в консалтинг, но второе место теперь принадлежит технологическим компаниям, таким как Amazon и Google, а не инвестбанкам. Это ставит школы перед необходимостью вводить новые предметы, например программирование. Однако профессор Скиннер считает, что они могут быть факультативными, и замечает, что мода меняется очень быстро. «Я помню, как примерно в 2000-х гг. все бизнес-школы кинулись искать специалистов и вводить изучение кейсов по интернет-компаниям, но это увлечение оказалось мимолетным», – говорит он.

Количество заявок, поданных во многие американские школы, сокращается, а их европейские конкуренты, предлагающие получить MBA за один год, напротив, испытывают приток абитуриентов. Среди таких школ и лондонская Imperial College Business School. Преимущество европейских школ, по мнению заместителя декана Дайан Морган, состоит в том, что рынок бизнес-образования в Европе еще не такой зрелый, как в США. «Мы находим студентов, которые хотят получить степень магистра за год, а не тех, кто предпочитает именно MBA», – говорит она.

Перевела Надежда Беличенко