Компании с долгосрочными стратегиями поощряют инновации и увеличивают прибыль
Однако попутно растут их расходы на новые разработкиНа каких целях в первую очередь должны концентрироваться руководители – на краткосрочных или долгосрочных? Недавнее исследование показало, что лидеры, не желающие смотреть вдаль, часто вредят своему бизнесу. Они препятствуют инвестициям в инновации и рискованные проекты. Более того, авторы работы утверждают, что переключение на долгосрочное планирование может в течение двух лет улучшить доходность активов, выручку от основной деятельности и темпы роста продаж. Когда руководитель ориентируется на долгосрочные перспективы, он поощряет инновации и повышает рыночную стоимость компании, считают Кэролайн Фламмер из Questrom School of Business Университета Бостона и Пратима Бансал из Ivey Business School Университета Западного Онтарио.
Среди топ-менеджеров, отдавших предпочтение долгосрочной стратегии, самой яркой фигурой считается генеральный директор PepsiCo Индра Нуйи. Она пришла на должность руководителя компании в 2006 г. и объявила здоровое питание одним из основных источников будущего роста ее бизнеса. Нуйи значительно увеличила расходы PepsiCo на исследования и разработки и пообещала к 2025 г. превратить производителя сладкой газировки в компанию, где темпы роста продаж продуктов и напитков для здорового образа жизни превзойдут темпы роста продаж остальных производимых ею продуктов.
Выгодное предложение
Акции компаний, где были приняты предложения акционеров о долгосрочных программах поощрения топ-менеджеров, в день принятия этого решения дорожали на 1,14% по сравнению с акциями компаний, где аналогичное предложение было отклонено, выяснили американские исследователи.
Исследователи решили проверить, действительно ли ориентированные на долгосрочную перспективу менеджеры работают эффективнее. Они рассмотрели 808 предложений акционеров о введении долгосрочных программ стимулирования и поощрения менеджмента, которые были сделаны в период с 1997 по 2012 г., и проанализировали показатели компаний, где эти предложения были приняты с небольшим перевесом голосов. Пакеты компенсаций топ-менеджеров включали акции компаний, опционы на их покупку и долгосрочные программы поощрений. Исследователи оценивали, какое влияние на компанию оказали одобренные акционерами изменения в первый год после их внесения, год спустя и три года спустя.
Фламмер и Бансал выбирали для исследования только топ-менеджеров, твердо решивших составлять планы на долгосрочную перспективу. Исследователи сосредоточились на директорах компаний, которые не обязательно ожидали перемен в пакете своих компенсаций, но готовы были изменить стратегию компании с краткосрочной на долгосрочную. Они выяснили, что после внедрения программы изменений компании стали активнее стимулировать инновации и охотнее участвовать в ориентированных на будущее рискованных проектах. В частности, они увеличили расходы на исследования и разработки, что привело к росту числа полученных ими патентов.
Фламмер, однако, предупреждает, что выводы исследования могут быть неверными в отношении небольших публичных компаний и компаний, у которых отсутствуют акционеры-активисты, потому что ученые эти компании не исследовали. Но и таким компаниям, уверена она, будет полезно почитать исследование. Может быть, это изменит их взгляд на плюсы и минусы краткосрочного и долгосрочного планирования.
Перевела Надежда Беличенко