Что необходимо российскому малому бизнесу для роста
Адаптироваться к внешним изменениям наши предприниматели умеют чуть ли не лучше всех в мире, показал опрос Grant ThorntonКомпания Grant Thornton International опросила 2000 руководителей компаний в 36 странах, включая Россию. И оказалось, что российские предприниматели смотрят на перспективы развития бизнеса иначе, чем их коллеги за рубежом. Почти половина предпринимателей во всем мире считают главными источниками роста на ближайшие 10 лет развитие корпоративной культуры (47%) и правильное стратегическое планирование (44%). 35% опрошенных видят залог развития в устойчивости и стабильности бизнеса, а 25% – в экспертизе в «цифровой экономике».
По мнению же российских предпринимателей, самое важное для развития – стабильность бизнеса. Так считают 60% опрошенных бизнесменов. А 48% убеждены, что для роста важнейшим является правильное стратегическое планирование.
Для дальнейшего роста бизнесу нужны четкие и непротиворечивые правила, тогда и устойчивость бизнеса к внешним и внутренним рискам вырастет, говорит вице-президент ФБК «Грант Торнтон» в России Ирина Сухова. Проблема в том, что российские предприниматели каждый день сталкиваются с новыми трудностями, с изменившимися условиями ведения бизнеса, объясняет она. Планировать бывает так сложно, что средний бизнес все чаще прибегает к помощи внешних консультантов для разработки долгосрочной стратегии.
Бремя неопределенности
Устойчивость означает прежде всего длительный горизонт планирования, говорит основатель и гендиректор небольшой IT-компании Mindbox Иван Боровиков. Сегодня трудно предсказать, что будет через два-три года, поэтому все расчеты прибылей и затрат априори неточны. «Мы закупаем компьютеры и программное обеспечение у иностранных компаний, контракты долгосрочные. Но затраты на оборудование зависят от курсов валют, которые невозможно предсказать», – объясняет он. Сейчас, добавляет Боровиков, горизонт планирования в Mindbox составляет всего полгода, а надо планировать хотя бы на год, чтобы быть уверенным в окупаемости затрат.
На краткосрочность планирования жалуется и сооснователь компании IronStar Владимир Волошин. Компания организует любительские соревнования по триатлону. По словам Волошина, у компании есть пятилетний план, включающий спортивные мероприятия, под которые подбираются потенциальные спонсоры и инвесторы. Но его приходится корректировать. Сначала бизнес IronStar поддержало непредвиденное падение турпотока в Египет и Турцию. «Наша аудитория выросла», – рассказывает он. Теперь предприниматель ждет, скажется ли на бизнесе возобновление туристических поездок в Турцию.
Недостаточно гибкости
88% респондентов в мире считают, что им необходимо повышать вариативность менеджмента и сделать систему управления более гибкой, чтобы быстрее реагировать на внешние изменения, по данным Grant Thornton
Производитель энергетического мармелада «Энерджи фуд рус» (бренд Megaday), как и многие другие российские производители, выиграл от продовольственного эмбарго 2014 г. и девальвации рубля. После введения санкций импортные энергетические напитки выросли в цене в 1,5 раза и сократился поток импортного мармелада, рассказывает совладелец компании Даниил Сергунин. Российские производители мармелада увеличили объемы. В первом полугодии 2016 г. «Энерджи фуд рус» увеличила производство мармелада более чем вдвое по сравнению с тем же периодом 2015 г.
По словам Сергунина, нынешние трудности компании связаны в основном с изменениями в законах. Недавно, например, вспоминает он, были внесены изменения по отсрочкам платежа. Если раньше для продукции, подобной той, что производит «Энерджи фуд рус» (срок годности энергетического мармелада составляет 12 месяцев), давалась отсрочка платежа в 45 дней, то теперь только в 40 дней. Разница небольшая, но даже такое незначительное изменение создает массу организационных проблем. «Мы сейчас переделываем огромное количество договоров», – говорит Сергунин.
На ты с государством
Российские предприниматели (28%) видят источник роста в укреплении отношений с госорганами, выяснила Grant Thornton International. Огромную часть средних и малых предприятий связывают с государством тесные узы на региональном и муниципальном уровне, говорит партнер Strategy Partners Group Сергей Лозинский. Одни компании получают заказы из бюджетного сектора, другие держат с разрешения местных властей торговые точки. Они научились выживать и получать прибыль. На рынке, где действуют нерыночные механизмы, компании больше зависят от власти, нежели от конкретного потребителя, объясняет эксперт.
«У меня много друзей среди предпринимателей, которые стремятся подружиться с государством», – рассказывает Боровиков. По его наблюдениям, в основном они пытаются получить от властей различные преференции или договориться, чтобы их реже проверяли.
Больше всего от взаимодействия с государством выигрывают застройщики и другие компании, деятельность которых требует лицензирования или связана с госзаказами. Но даже если государство играет с бизнесом по честным правилам, оно все равно ущемляет интересы бизнеса. Например, в тендерах по госзакупкам заказчики обычно выбирают того поставщика, у кого продукция или услуги дешевле, рассказывает управляющий партнер компании «Экопси консалтинг» Павел Безручко. «Надо не только заставлять бизнес опускать цены чуть ли не ниже себестоимости, но и создавать условия для производства качественной продукции», – говорит он.
Быстрые и адаптивные
По данным Grant Thornton International, только 12% респондентов в мире полагают, что их система управления достаточно гибка, чтобы оперативно реагировать на изменения. В России же 42% предпринимателей считают, что в их компаниях вариативность менеджмента достаточно высока. Небольшие российские компании уже привыкли адаптироваться к любым переменам, это для них не проблема, считает Безручко.
Собеседники «Ведомостей» говорят, что они уже научились работать в условиях перемен. Боровиков рассказывает, что за последний год его компания переформатировала все бизнес-процессы и стандартизировала многие процедуры работы с клиентами. «Теперь той же командой мы делаем гораздо большее количество проектов», – говорит Боровиков.
Совладелица небольшой фермы «Для своих» Ольга Карпова сказала, что в ее компании постоянно происходит изменение бизнес-процессов. Ферма существует два года, пока у предпринимателей пять коров и пять коз. Сначала ферма продавала молочную продукцию только через интернет-магазин, но поступлений от интернет-торговли недостаточно, и фермеры начали переговоры о поставках с ресторанами и маленькими магазинчиками. Одновременно они начали для подписчиков «Для своих» в соцсетях организовывать праздники.
А Сергунин говорит, что в кризис компания ужесточила требования к незнакомым клиентам. «Отгружаем им продукцию только за предоплату, чтобы избежать мошенничества», – сказал он.
Озаботились кадрами
Исследование Grant Thornton показало, что российские предприниматели стали чаще задумываться о поиске квалифицированных кадров и развитии персонала. 35% опрошенных заявили, что планируют вкладывать деньги в развитие наставничества, а 23% думают внедрить систему выявления талантов на ранних стадиях карьеры.
Воссоздать на отдельном предприятии культуру наставничества не требует огромных вложений, можно просто немного доплачивать наставнику за его деятельность, говорит Безручко. В условиях дефицита квалифицированных кадров, с которым уже много лет сталкивается средний бизнес, это хороший способ обучения, сказал эксперт.
Отношение к кадрам в малых и средних компаниях изменилось в последние годы, когда в малый бизнес пришло много бывших менеджеров крупных компаний, говорит Волошин. После увольнений, прошедших в крупных корпорациях, они перешли в средний бизнес, принеся туда культуру крупного бизнеса. «Мы, например, маленькая компания, но у нас, как на крупных предприятиях, кандидаты проходят по пять собеседований, и процесс найма иногда занимает 2–3 месяца», – рассказывает Волошин, сам в прошлом менеджер крупных корпораций. По его мнению, управленческие концепции, позаимствованные малым и средним бизнесом у крупного, помогут небольшим предприятиям развиваться.