Российские компании не умеют извлекать пользу из цифровых технологий

И большинство винит в этом сотрудников, противящихся переменам, показало исследование Spencer Stuart
Российские компании пока не понимают, как извлечь пользу из новых цифровых технологий
Российские компании пока не понимают, как извлечь пользу из новых цифровых технологий / А. Гордеев / Ведомости

Готовы ли российские компании «старой экономики» к появлению цифровых технологий и что они в них видят – шанс для роста или угрозу, попытались выяснить исследователи консалтинговой компании Spencer Stuart. Они опросили гендиректоров 24 компаний, входящих в топ-100 крупнейших по капитализации предприятий страны.

86% российских гендиректоров сказали, что видят в цифровых технологиях возможности для развития. По данным другого исследования – опроса 2000 бизнесменов из 36 стран мира, проведенного компанией Grant Thornton, – каждый четвертый считает экспертизу в области цифровых технологий важнейшим источником роста в ближайшие 10 лет.

Но нашлись и противники «цифры». В частности, несколько участников опроса Spencer Stuart в России считают цифровые технологии угрозой традиционному укладу бизнеса, который сложился на их предприятиях. Про угрозы рассказали гендиректора компаний потребительского сектора (производство продуктов питания и услуги), объясняет управляющий директор московского офиса Spencer Stuart Ярослав Глазунов.

Какие сферы деятельности затронуты

По данным опроса Spencer Stuart, больше всего цифровые технологии влияют на бизнес-процессы в сфере управления персоналом (39% респондентов), взаимоотношения с клиентами (20%), продажи (16%), управление операционной деятельностью (13%), логистику и закупки (12%).

Однако даже крупные компании в конкурентных отраслях из-за неблагоприятной ситуации в экономике заморозили инвестиции в технологии, замечает гендиректор IBS Сергей Мацоцкий. Меньше всего готовы воспринять новые веяния традиционная розничная торговля, потребительский сектор, медиа (печатные СМИ, радио, ТВ), а также финансовые институты (банки и страховые компании), полагает Глазунов. Мацоцкий указывает на то, что некоторые отрасли устойчивы к воздействию новых технологий: например, продовольственным магазинам не помешало развитие онлайнового ритейлера «Утконос». Но традиционные турагентства потеряли клиентуру из-за онлайновых сервисов бронирования отелей и авиабилетов, таких как Booking и Skyscanner. Им бы стоило перестроить бизнес-процессы и использовать свои конкурентные преимущества как комплексных поставщиков услуг – например, открыть сервис-конфигуратор туров на своем сайте, чтобы клиент мог быстро забронировать отель и авиабилет, заказать автомобиль и экскурсии, говорит Глазунов.

У многих директоров в России есть желание использовать новые технологии для укрепления бизнеса, но они не знают, как перестроиться, отмечает Глазунов. Главная проблема при внедрении новых технологий, по мнению респондентов, – это сотрудники, не желающие перемен, а также дефицит кадров с digital-компетенциями. Семь опрошенных гендиректоров признались, что новые технологии потребуют радикальных изменений в их компаниях. Те, кто не готов меняться сегодня, завтра умрут, убежден Мацоцкий. Развитие интернет-магазинов уже привело к гибели нескольких розничных книжных сетей в Европе, уточняет Глазунов.

Выхода у компаний два: не противиться уберизации, изменить формат и начать работать так же, как новые сервисы, либо выйти на новый уровень производительности, говорит Мацоцкий. Он приводит в пример Amazon, который начинал как книжный ритейлер, а теперь стал поставщиком облачных технологий. «Если не можешь побороть восстание, возглавь его», – резюмирует гендиректор IBS.