Мелкие магазины не спешат переходить на кассы нового образца

Они жалуются на дополнительные расходы, но основная причина недовольства вовсе не в затратах
А. Таранин
А. Таранин

Закон предписывает поэтапный переход магазинов на новую контрольно-кассовую технику (ККТ). До 1 февраля 2017 г. ее применение будет добровольным, а после – обязательным. Компании и индивидуальные предприниматели (ИП), которые раньше вовсе не должны были применять ККТ, перейдут на новые кассовые аппараты с 1 июля 2018 г.

Несмотря на длительные сроки, установка новой техники больно ударит по малому бизнесу, считает руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов. По его словам, многие занятые в торговле ИП зарабатывают не более 300 000–350 000 руб. в год. Им будет нелегко заплатить 30 000 руб. за новый кассовый аппарат и программное обеспечение, а потом ежемесячно платить за сервис по нескольку тысяч рублей. Многие предприниматели, опрошенные «Ведомостями», даже не знали о принятии нового закона, а узнав, очень огорчились. «Прибыльность одной нашей точки составляет 100 000 руб. в год. Нам тяжело сразу заплатить за новый кассовый аппарат и его обслуживание. Чем плохи старые кассы?» – возмущается Анастасия Грошева, владелица сети частных детских садов «Время знаний».

По подсчетам председателя Союза предприятий зообизнеса Кирилла Дмитриева (в союз входит множество мелких зоомагазинов), мелкие предприятия и ИП по всей стране должны будут заплатить за переход на новые кассовые аппараты около 75 млрд руб., когда этот переход станет обязательным для всех.

Цели государства

Закон о кассовых аппаратах был принят в 2003 г. В нем прописаны требования к программно-техническому оснащению торговых предприятий. Новые поправки, принятые в июле 2016 г., ужесточают требования к технической оснащенности компаний и регулируют их взаимодействие с ФНС. Новый кассовый аппарат будет через фискальный накопитель (криптографическое средство хранения фискальных данных в опломбированном корпусе) отправлять в реальном времени все налоговые данные по каждому чеку в ФНС, а передачу данных возьмут на себя операторы фискальных данных (ОФД) – компании, получившие разрешение ФСБ на хранение и обработку информации по налогам.

Как сообщили представители пресс-службы ФНС, с полноценным запуском онлайновых касс казна будет дополнительно получать миллиарды рублей ежегодно за счет легализации оборота товаров и услуг. Закон, как подчеркнули представители ФНС, подразумевает аккумулирование информации в облаке, что обеспечит прозрачность расчетов, а значит, и полный и своевременный учет выручки в целях налогообложения. Новая система даст государству реальное представление о том, что происходит в сфере торговли и услуг.

Автоматизация поможет государству вывести из тени тех продавцов, которые торгуют без кассовых чеков, говорит Зеленов. Государству польза, но предпринимателям придется потратиться, добавляет эксперт.

Помимо затрат на оборудование мелким компаниям вряд ли удастся избежать штрафов, потому что из-за небезукоризненной работы интернета будут происходить сбои с передачей данных, рассказывает Дмитриев. Закон устанавливает штрафы для юридических лиц, не передавших данные, в размере от 3/4 до полной суммы чека (не менее 30 000 руб.). «В наш союз входит множество небольших компаний, которые с помощью курьеров доставляют корм до двери потребителю. Для них расходы непосильны», – говорит он.

Полезно, но накладно

Совладелица небольшой подмосковной фермы «Для своих» Ольга Карпова, которая содержит маленький интернет-магазинчик молочных продуктов, уже задумывалась о приобретении кассы. До сих пор курьеры магазина брали у покупателей наличные деньги, а касса позволила бы проводить платежи прямо через сайт в режиме онлайн. Правда, свободных денег на новую кассу у Карповой сейчас нет: в кризис покупателей стало меньше и каждая копейка на счету. Кроме того, говорит Карпова, чтобы выполнить требования нового закона, ее компании придется нанимать бухгалтера на постоянную зарплату, который бы следил за работой новой системы. До сих пор компания пользовалась услугами внештатного бухгалтера. «Проверок, наверное, станет больше после того, как налоговая будет получать все наши данные», – предполагает она.

Миллион клиентов

По оценкам одного из первых российских операторов фискальных данных – компании ЭСК, в России насчитывается более 1 млн торговых компаний, оборудованных кассами. Более половины этих торговых точек работают с автономными кассами старого образца. К 2018 г. все компании должны будут перейти на новое оборудование или модернизировать имеющееся. Рынок автоматизации розничной торговли удвоится, в том числе за счет фирм, сейчас вообще не имеющих касс, говорит Наталья Тимощук из ЭСК.

Юрий Белонощенко, соучредитель сети детских центров «Бэби-клуб», видит большую пользу от новой кассовой техники. У его компании много франчайзи среди ИП, которые работают по упрощенной системе налогообложения. До 2016 г. франчайзи платили «Бэби-клубу» фиксированный ежемесячный взнос – роялти. Но теперь Белонощенко думает брать с них 7% от выручки. «Мы хотим видеть всю выручку наших партнеров, сколько они отчисляют нам, а сколько государству», – говорит он.

Для среднего ритейла мало что изменится, считает ведущий менеджер по продукции группы IT-компаний «Пилот» Алексей Шабанов. Раньше электронная контрольная лента кассового аппарата сдавалась для проверки в налоговую службу. Теперь этот процесс пойдет в режиме онлайн. Кроме того, на смену традиционным центрам технического облуживания кассовых аппаратов придут ОФД, которые будут выпускать фискальные накопители, и с ними точно так же надо будет заключать договор на обслуживание. А ОФД будут передавать данные о продажах и налогах в ФНС, объясняет Шабанов.

Кто выиграет

Наиболее очевидную выгоду от нововведений получат операторы фискальных данных. Гендиректор IBS Сергей Мацоцкий видит здесь новый рынок для крупных поисковиков типа «Яндекса». Недавно «Интерфакс» сообщил, что «Яндекс» уже встречался с представителями налоговых органов и в конце мая учредил компанию «Яндекс.ОФД». Давать комментарии «Ведомостям» «Яндекс» отказался. Мацоцкий говорит, что его компания изучала возможность создания ОФД на базе IBS. «Но это тяжело, очень много требований», – замечает он. Обработка фискальных данных – капиталоемкий проект, рассказывает директор по развитию компании ЭСК (бренд «Первый ОФД») Наталья Тимощук. «Первый ОФД», говорит она, участвовал в эксперименте по сбору и передаче фискальных данных, проводившемся ФНС в четырех регионах России с августа 2014 г. по февраль 2015 г. На июнь 2016 г. в системах, построенных «Первым ОФД», принято и обработано более 500 млн чеков и подключено свыше 55 000 касс. Компании пришлось создать отдельный центр обработки данных на 200 000 подключений. Чтобы расширить круг потребителей, «Первый ОФД» формирует сеть партнеров – производителей кассовой техники и софта, сервисных компаний, банков и операторов связи.

Помощь с анализом

Новосибирская компания «Аванпос» (входит в структуру Модульбанка) недавно объявила о запуске ModulPos – кассового приложения, интегрированного с интернет-банком. По словам директора «Аванпоса» Максима Митусова, программа ModulPos создана специально для маленьких магазинчиков, многие из которых до сих пор не выдают чеков, а товарную документацию ведут в тетрадках. По его словам, программа способна превратить любой Android-планшет в полноценный кассовый аппарат, к которому надо подключить принтер для печати чека. Планшет с софтом и принтером будет стоить от 22 000 руб. К этому добавится 1000 руб. ежемесячной платы за дополнительные функции. Помимо выручки от продаж планшетов у Модульбанка, говорит Митусов, есть и другой интерес: через новую программу можно выяснить, что происходит с наличным оборотом в маленьких магазинах и какие кредитные продукты им предлагать.

Для новосибирской бургерной «Экспедиция» тестирование ModulPos стало шоком, рассказывает Марина Корчагина, владелица «Экспедиции». Продавцы сначала не понимали, как на новых аппаратах работать. Но потом персонал к аппарату привык, а попутно выяснилось, что новое устройство позволяет измерить важный параметр – время передачи заказа на кухню и получения заказа гостем.

Компания «Яндекс.ОФД» собирается разработать для малого и среднего бизнеса аналитические сервисы на основе технологий обработки больших данных. А Тимощук из «Первого ОФД» говорит, что малые и средние компании смогут с помощью онлайновых касс разносторонне использовать информацию о продажах – от простого контроля за временем открытия и закрытия торговых точек до глубокого анализа ассортимента товаров и услуг и поведения потребителя.