Налоговики найдут контролеров среди покупателей
Стимулировать людей сообщать о нарушениях при покупках могут с помощью лотерейГосдума одобрила во втором чтении поправки в Налоговый кодекс о переходе на новую контрольно-кассовую технику (ККТ). Она будет формировать чек в электронном виде (в дополнение к бумажному) и передавать данные о расчетах в налоговую службу через оператора фискальных данных (см. врез). До 1 февраля 2017 г. переходить на новые кассы можно добровольно, после этого налоговики перестанут регистрировать аппараты старого образца. С июля 2017 г. новые кассы будут обязательными для тех, кто уже использует ККТ, а с июля 2018 г. – для тех, кто сейчас не обязан это делать.
Контролировать использование новых касс чиновники хотят не только своими силами, но и с помощью покупателей. Человеку достаточно скачать приложение (уже есть пробное) и через QR-код на чеке передать налоговой службе данные о нем, объясняет федеральный чиновник: для этого даже не обязательно регистрироваться в приложении. Прежде чем касса распечатает чек, он регистрируется в облачной базе данных ФНС, продолжает чиновник, используя приложение, человек сможет проверить, есть ли его чек в базе и совпадает ли информация на нем с данными ФНС. Большинство касс зарегистрированы и выдают все чеки без ошибок, но торговцы вносят изменения в систему и у оператора отображается только часть чеков, объясняет управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, а затем продавцы предоставляют недостоверные сведения о доходах. Получая данные о чеках, налоговики смогут сравнить реальную выручку и данные фискального оператора, объясняет он.
Что такое ККТ
Проект избавляет предпринимателей от электронной контрольной ленты и вводит вместо нее фискальный накопитель. Штраф за расчеты без новых ККТ – 75–100% от суммы, но не менее 30 000 руб. За повторное нарушение – приостановление работы до 90 дней. Если касса не соответствует требованиям – штраф от 1500 до 7000 руб., за расчеты с нарушениями (например, на чеке нет записи о покупке или данные не переданы налоговикам) – от 40 000 до 1,5 млн руб.
Есть несколько вариантов, как стимулировать население проверять данные о своих чеках, рассказывает чиновник. Например, предлагать вычет по НДФЛ на сумму расходов в чеке, по которому было найдено нарушение, проводить лотереи среди бдительных покупателей, сами продавцы могут предлагать покупателям бонусные карты за найденные у конкурентов нарушения, перечисляет он. Предпочтительный вариант – лотереи, говорит замруководителя ФНС Даниил Егоров. Это очень хороший способ, согласен замминистра финансов Илья Трунин, у каждого чека будет уникальный номер, по которому можно проводить лотерею. Вопрос, как проводить их, обсуждается, говорит другой чиновник.
Вычеты же для большинства людей – незнакомая процедура, считает Трунин, а для знакомых с ней – непривлекательная, всего 13% от суммы и то в пределах уплаченного налога. Кроме того, есть риск, что начнется торговля чеками, так как они не персональные, предупреждает он. Такую льготу сложно администрировать, согласен управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. А проведение лотерей уже довольно распространенная практика, рассказывает Костальгин, – например, в Казахстане.
Идея лотерей может сработать, говорит президент АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев, а вот поощрять покупателей за донос не стоит. Иначе это превратится в злостный шантаж и торговые сети от него будут страдать, считает он.
Это не первая попытка стимулировать население участвовать в контроле за налогами, вспоминает Щекин. Например, по закону о налоговой полиции человек, сообщивший о нарушении, мог получить 10% от наложенного штрафа. Но на практике норма не применялась, говорит Щекин, в том числе из-за критики, что это стимулирует людей доносить друг на друга. Лучше ввести ответственность за покупку товаров без чека, считает Ломакин-Румянцев. Или стимулировать население переходить на безналичный расчет, предлагает Костальгин: тогда и контролировать такие операции будет проще. В 2015 г. всего 15% россиян оплачивали покупки только банковскими картами, показало исследование MasterCard. По оценкам Ломакина-Румянцева, в торговых сетях кредитными картами расплачивается 40% покупателей.