Госкомпании отличат плохих руководителей от хороших с помощью сертификата

Уже к 2018 году стране могут потребоваться десятки тысяч проектных менеджеров
А. Таранин
А. Таранин

Примерно 20% проектов в России не доводятся до конца, а 40% не вписываются в бюджет и сроки, оценивает Алексей Полковников, президент ассоциации управления проектами «Совнет». Эта статистика касается прежде всего коммерческих компаний, но и в компаниях с госучастием она похожая, уточняет он.

Премьер Дмитрий Медведев не раз заявлял, что среди главных навыков, которые госаппарату надо освоить в ближайшие три года, – современные методы проектного управления. А президент Владимир Путин недавно предложил в каждом регионе – а их в России 86 – создать так называемые проектные офисы, которые будут управлять всеми государственными проектными командами в области или крае. В Белгородской области, например, проектное управление уже внедрено на всех уровнях власти, а команды проектов и их менеджеры прошли обучение и сертификацию (по собственным стандартам), здесь уже реализовано более 2000 проектов, рассказывает Павел Алферов, один из руководителей проектного офиса «Национальной технологической инициативы». Вовлечь в проектную работу государство пытается даже детей. На этой неделе Агентство стратегических инициатив и детский центр «Артек» договорились, что будут вместе реализовывать социальные проекты, которые разработают дети и подростки.

Если принцип проектного управления станет обязательным для всех госстурктур, уже к 2018 г. стране может потребоваться армия из десятков тысяч проектных менеджеров, полагает Алферов. А значит, нужна система, которая поможет оценивать таких руководителей, считают эксперты некоммерческой организации «Центр оценки и развития проектного управления» (ЦОРПУ).

В июне центр запустил добровольную сертификацию проектных менеджеров, основанную на управленческих ГОСТах. Это в первую очередь может заинтересовать госкомпании, считает Юрий Ким, директор центра. Российский стандарт для проектных менеджеров разработан с учетом авторитетных иностранных методик, но он проще зарубежных, уточняет он. В тестовом режиме сертификацию уже прошли 10 менеджеров. Процедура стоит 7000 руб., говорит Ким. Кандидат должен знать терминологию управления проектами и ознакомиться с ГОСТами, уточняет он.

Страховка от провала

Есть варианты

Менеджеров проектов сертифицируют американский Институт по управлению проектами (Project Management Institute, PMI), Международная ассоциация управления проектами (International Project Management Association, IRMA) и британская система Prince2 (Aхelos). Всего в мире около 2 млн менеджеров прошли сертификацию в этих организациях.

Среднестатистический менеджер проектов должен обладать множеством навыков и знаний: уметь спланировать сроки, составить сметы, организовать работу команды, наладить проверку результатов и уметь вовремя скорректировать работу, если что-то идет не по плану. Основная масса менеджеров осваивает эти знания и навыки на практике, не получая никаких сертификатов. Однако в России насчитывается около 6000 менеджеров с сертификатами трех самых признанных в мире организаций, которые занимаются подтверждением опыта и знаний в этой сфере, по данным ЦОРПУ. Хотя сертификация не может на 100% защитить компанию от провала проекта, говорит Алферов.

Один из самых авторитетных в мире сертификатов – PMP (Project Management Professional) выдается только тем, у кого есть как минимум пятилетний опыт управления проектами, рассказывает Дмитрий Сельков, бывший менеджер Deloitte, ныне владелец сети хостелов. Чтобы получить такой документ, только на подготовку к экзамену он потратил около восьми месяцев. Вместе со сбором документов и подтверждением опыта весь процесс может занять около года, говорит он. «Все детали опыта проверяли лично сотрудники PMI, обзванивая людей, с которыми я работал, так что врать не стоит – иначе тебя дисквалифицируют на несколько лет», – замечает Сельков. Именно сертификат PMP (см. врез) помог ему получить должность руководителя проектного офиса Deloitte в Лондоне. Он возглавил проект с бюджетом 400 млн евро по трансформации бизнеса крупной компании: клиент выставил требование – руководить офисом должен управленец, сертифицированный по системе PMI. Для компании наем такого специалиста – конкурентное преимущество, дополнительный аргумент для ведения переговоров с клиентами, убежден Сельков.

Плюс для компаний еще и в том, что выявляются разные уровни квалификации специалистов, говорит Полковников («Совнет» – член IPMA). К примеру, стандарт IPMA подтверждает четыре уровня квалификации – от простого члена проектной команды до проектного директора и управляющего портфелем проектов, говорит он. Нанимая сертифицированных управленцев, компания повышает свой статус, считает Полковников. К примеру, руководство Сбербанка, который сертифицировал 1000 специалистов по стандарту IPMA, считает это инвестицией в корпоративную культуру, уточняет он. Сбербанк на запрос «Ведомостей» не ответил.

В своем коллективе

Пока в российских компаниях не особо признают управленческие сертификаты, особенно иностранные. Компания «Русгидро» сама обучает сотрудников управлению проектами в Корпоративном университете гидроэнергетики («Корунг»), рассказали в пресс-службе компании. «Корунг» организует курсы, на которых преподают опытные менеджеры «Русгидро» и приглашенные преподаватели. Сертифицированных специалистов по самым популярным в мире стандартам PMI и IRMA здесь нет. Сертификаты – это преимущество, но не решающий фактор при приеме на работу руководителей проектов, компания предпочитает комплексно оценивать компетенции, навыки и опыт кандидата, отметила пресс-служба.

Своя система обучения руководителей проектов есть и в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Некоторые из них проходят сертификацию по управлению программами, рассказывает Андрей Капустин, управляющий директор компании «Авиастар-СП» (входит в ОАК). Стандарты разрабатывают внутри корпорации с учетом особенностей производства, уточняет он. Руководство крупными проектами (сметы которых составляют десятки миллиардов рублей) доверяют руководителям с большим опытом работы в авиации, «корочки» для которых необязательны, уточняет Капустин. В июле 2016 г. «Авиастар» планирует направить всех руководителей на обучение по управлению проектами. В Москве авиастроители обучат проектному менеджменту более 100 руководителей, добавляет Любава Шепелева, директор департамента по подготовке персонала ОАК.

Вредные стандарты

«Я против любой сертификации в области управления, тем более попыток ввести единый стандарт на государственном уровне», – говорит Марк Розин, управляющий партнер компании «Экопси консалтинг». Идея сертификации правильная, потому что среди управленцев много неквалифицированных людей, но в России ее легко погубить плохим исполнением, считает он. Часто за идеей повальной сертификации стоит меркантильное желание монополизировать рынок обучения, уточняет консультант. На Западе много систем сертификации и они конкурируют друг с другом – и такой подход лучше, чем единые ГОСТы, считает Розин. Подготовкой и сертификацией проектных менеджеров могут заниматься разные организации – от частных компаний до вузов, – но их должно быть несколько, уточняет он.

Другой недостаток заключается в том, что методики проектного управления различаются в разных компаниях и отраслях и подводить их под один стандарт не имеет смысла. Например, сейчас популярны альтернативные, гибкие подходы, такие как Agile. Выбор подхода зависит от того, насколько люди готовы люди сотрудничать, делегировать полномочия, сколько в компании уровней принятия решений. Да и проекты отличаются: одно дело строительство завода, а другое – реформа корпоративного управления, приводит пример Розин.

Пока в России никому не удавалось создать единую и простую систему сертификации руководителей, хотя такие попытки и предпринимались, считает Сельков. Важно, чтобы с сертификатами для руководителей проектов не произошло то же самое, что со степенью MBA, которую дискредитировали конторы, выдающие документ за три дня, замечает Алферов. Знания одних стандартов мало – нужны интуиция, опыт, знание психологии и организаторские способности, а проверить все это нереально, говорит Полковников