Крупные банки сотрудничают с кредитными стартапами
Потому что не способны наладить кредитование малого бизнеса самостоятельноЧтобы развивать кредитование малого бизнеса, JPMorgan Chase недавно решился на партнерство с проектом On Deck Capital (см. врез). Этот шаг – наглядное доказательство того, что крупные банки предпочитают сотрудничать с кредитными компаниями, которых появляется все больше и больше, чтобы не проиграть конкурентную борьбу за малый и средний бизнес.
Другие банки тоже активно следят за бумом на рынке кредитования малого бизнеса. Прошлой осенью компания Regions Financial заключила партнерство с онлайн-кредитором Fundation. Одним из аргументов в выборе партнера стали прозрачные условия кредитования. Годовая процентная ставка по кредитам Fundation достигает 30%.
На рынке есть примеры куда более длительного партнерства. Подразделение банка Wells Fargo, отвечающее за кредитные карты для торговцев, уже пять лет работает совместно с CAN Capital. Клиенты, которым отказывает банк, переадресуются к этому онлайн-кредитору. «Мы обсуждаем, как расширить эту программу с Wells Fargo и заключить партнерство с рядом других банков, – рассказывает гендиректор CAN Capital Дэниэл Демео. – Надо признать, что в последние полгода к нам проявляют куда больший интерес, нежели раньше».
Быстрее, но дороже
Крупным банкам США трудно оперативно выдавать небольшие кредиты на $100 000–200 000 малому бизнесу, пишет Forbes. Тогда как основанная в 2007 г. компания OnDeck успела, проверяя заемщиков с помощью собственного алгоритма, выдать кредитов более чем на $3 млрд. Но платить за быстроту обслуживания заемщикам приходится дорого – в среднем по 40% годовых.
Кредиты малому бизнесу – сфера, в которой крупным банкам кажется самым рациональным наладить работу с новичками из Кремниевой долины, нежели развивать направление самостоятельно. Финансовые организации потеряли немало денег во время финансового кризиса. Десятка крупнейших банков, занимающихся небольшими займами бизнесменам, выдала $44,7 млрд кредитов в 2014 г. – это на 38% меньше, чем в 2006 г. «Над этим вопросом работает любой крупный банк, – рассказывает Джон Барлоу, президент Barlow Research. – На наших глазах начинается трансформация всего процесса кредитования малого бизнеса».
Но отнюдь не все банки прибегают к сторонней помощи. Например, Bank of America не планирует заводить партнерство с онлайн- или альтернативными кредиторами. Отчасти потому, что боится за свою репутацию, объяснил его гендиректор Брайан Мойнихан.
В случае с OnDeck JPMorgan тщательно проверил стартап и вдобавок убедился, что технологии OnDeck, особенно программный код и комплаенс, легко масштабируются.
JPMorgan интегрирует технологии OnDeck в свой сайт для проверки заявок на кредиты, чтобы предоставлять ссуды предварительно одобренным заемщикам, но имя партнера указывать не хочет. Это идет вразрез с практикой OnDeck. Например, у стартапа есть аналогичный договор, по которому услуги OnDeck предлагаются пользователям бухгалтерского софта Intuit. Но заемщики видят надпись «на платформе OnDeck».
Regions решил давать ссылку на онлайн-приложение Fundation на банковском сайте и сделать кобрендинг. «Продукт крайне прост и понятен, – говорит Джо Диниколантонио, глава подразделения банковского бизнеса Regions. – Мы хотим, чтобы было понятно: наши партнеры по кредитованию ответственны и честны с клиентами».
Перевел Антон Осипов