Как пожилым сотрудникам сосуществовать с молодыми начальниками
В мире становится все больше людей, сменивших профессию уже в преклонном возрастеВсе больше людей в возрасте решаются на смену профессии. Фактически пожилые снова становятся интернами. Только в отличие от вчерашних выпускников у этих людей за плечами богатый опыт. Приходится его скрывать, чтобы не испортить отношения с юными коллегами и тем более с молодым начальством. Для 40–50-летних это непросто, признает сооснователь Intern Aware Бен Лайонс: «Вот почему сами начальники чувствуют себя не очень комфортно, нанимая людей, значительно старше их самих». Но деваться некуда. Количество интернов, кому за 40, будет неуклонно расти: люди все больше времени посвящают работе и вынуждены осваивать новые профессии.
Лайонс предупреждает, что многие будут оттягивать обучение до последнего. Ведь они, уважаемые люди, вынуждены будут возвратиться на много шагов назад и занять позицию, которая ассоциируется со студентами или 20-летними. Нынешних интернов легко могут попросить сделать что-то, что может быть воспринято людьми в возрасте как оскорбление – например, приготовить чай для коллег или подменить секретаршу. Так что сами обязанности интерна претерпят изменение, предрекает Лайонс, – им останется только та работа, которая имеет пользу для бизнеса компании.
«С одной стороны, демонстрируйте энтузиазм в работе, но не забывайте подчеркивать, что у вас накоплен на прошлой работе опыт, вполне применимый на новом месте», – советует 62-летний Эд Преато, который проходит 12-недельную стажировку в нью-йоркской юридической фирме Lawyers for Children. В апреле Преато уволился с прежней работы – брокер, специализирующийся на корпоративных облигациях. Еще в 1990-х гг. он окончил вечерние курсы юриспруденции и сейчас хотел заняться ею вплотную, посвятив себя общественной деятельности.
Век учись
Что делать, если вы разменяли четвертый десяток, а предстоит освоить новую профессию? Прежде всего донесите до начальства, что вы с удовольствием поучитесь новому и искренне стремитесь разобраться в непривычной для себя отрасли, советуют эксперты.
На стажировку он попал в рамках 24-недельного курса обучения в Pace Law School. Его прикрепили к двум девушкам-юристам, каждой из которых было 20 лет с небольшим. Преато вспоминает, что поначалу его беспокоил вопрос, как же они будут взаимодействовать. Он решил не ждать, как сложатся отношения, а сработать на опережение. Преато дал понять, что пришел учиться, в том числе у тех, кто ему годится во внучки. Он задавал множество вопросов об их работе и выполнял все, о чем его просили. Вопрос о том, уживется ли Преато с молодыми коллегами, возник еще во время собеседования с директором фирмы. Но Преато успокоил его – проблемы никакой нет, потому что, приходя на работу, он свел самомнение до нуля.
Стажировка была очень полезной, признает Преато. Ему не поручали неквалифицированной работы, зато удалось побывать и на конференции, и в суде, заняться исследованиями и составлением юридических бумаг: «Я чувствовал себя как недавно вошедший в команду участник, которому помогали освоиться на новом месте». И сам он теперь семь раз подумает, прежде чем лезть с непрошеными советами или высокомерно относиться к менее опытным коллегам. Главный его совет для пожилых людей, начинающих работать с коллегами и начальниками моложе их, – быть открытым к знаниям и не беспокоиться о том, видят ли люди всю глубину вашего опыта: «Ввязывайтесь в дело, вливайтесь в команду и выбросьте возраст из головы».
FT, 21.12.2015, Антон Осипов